Накануне Нового года мировые стратегические центры анализа мировой политики проводят обзоры уходящего года и делают прогноз на начало 2025 года. Natixis, Gallup и Charles Schwab, в частности, приводят данные о том, какие серьёзные изменения нужно ожидать и на что обращать внимание, какое произойдёт переформатирование в начале следующего года.
Прогнозы прогнозами, а обед вовремя, говорил один мудрец.
В текущем году произойдёт 50 переизбраний как глав государств, так и глав правительств в мире. Однако глобальная политика будет фокусироваться вокруг пяти основных тем:
- Самое значительное событие (выборы в США) уже произошло, оно будет закреплено в начале года.
- Следующие по значению крупные выборы — в Тайване. Наша редакция писала о том, почему выборы на Тайване носят не региональный, а стратегический характер. Континентальный Китай правдами и неправдами хочет в 2025 году несиловым путем присоединить крупную региональную державу к своей могучей экономике.
- Третья по значению тема глобальной повестки на грядущий год — это замедление темпов роста экономики Китая. Несмотря на прогнозы о том, что темпы будут высоки, они всё замедляются. Есть маргинальная точка зрения (к таким нужно относиться осторожно, но уважительно), что замедление крупных сверхдержав, возможно, повлияет на развитие мировой экономике вовсе не в отрицательном, но в положительном ключе.
- Следующий по значению пункт — непрогнозируемые риски наподобие происшедших в секторе Газа во второй половине 2024 года.
- Пятая тема — широкомасштабная реконструкция мусульманского мира. Мусульманские силы в большом Среднем Востоке сосредотачиваются (в терминах Столыпина).
Сегодня мы начинаем серию репортажей о факторах риска для мировой экономики и мировой политики, ожидаемых в 2025 году. Они стартовали с обзора крупнейших факторов риска, которые повлияют на события следующего года. В дальнейшем мы развернем серию статей, освещающих несколько крупных факторов развития текущих событий.
Мы считаем, что из всех названных выше реперных точек выделяется группа рисков мировой политики. К ней относятся латентные конфликты, которые уже стали горячими, либо те, которые имеют высокую температуру горения. Непрогнозируемость этих конфликтов — главный вызов 2025 года.
Большинство аналитических изданий во главе с Wall Street Journal и Financial Times называют отправной точкой, определяющей лицо 2025 года, вопрос о том, кто же станет новой сверхдержавой.
Дональд Трамп проигрывает на фоне стратегического выигрыша, он похоронил своего главного соперника — демократическую партию. Республиканцы не могут оставаться с достаточным колическом адреналина в крови для продолжения гонки мирового экспансионизма без достойного спарринг партнера. Трамп сам не ожидал того, что его победа приведет к торжественным похоронам главного соперника — демократической партии.
Для того чтобы США процветали и продолжали быть сверхдержавой, на Капитолии, согласно законам этой страны и политики, должен оставаться дуумвират. Трамп явно перестарался. Он держит за жабры всю демократическую партию, угрожая массовыми посадками (прежде всего, детей и родственников первых лиц своих оппонентов).
США перестали быть свердержавой, по версии Форбс, не по причине резкого снижения объёма американской экономики, а по причине того, что они не способны с прежней энергией противостоять Китаю и противному им блоку (БРИКС).
Кто же будет рулить в 2025 году на ниве погашения конфликтов и интенсификации процессов глобальной мировой экономики? Об этом идет речь в глобальной повестке.