Поступили первые сообщения о том, что завершается дискуссия по евробюджету, и испанская «доля» выглядит весьма благополучно. Сейчас стоит вопрос о том, чтобы начать переводить первые транши в испанскую экономику. Куда будут направлены эти средства, всем уже ясно без слов.
Приход к власти нового правительства Испании — это повод порассуждать над принципиальными трасцедентальными проблемами развития общества. Как иногда приятно осознать, что демократия, по крайней мере в этом, имеет прок! В странах, где есть смена власти, есть и повод поговорить о благосостоянии нации.
Индекс счастья и прочие индексы — плод досужих, а иногда не досужих теоретических построений высокооплачиваемых ООН-овских экспертов, не такой уж бессмысленный. Это иногда даёт свои результаты.
Конечно, при нынешних технических средствах необязательно отправлять «на Голгофу» мыслящих людей или объявлять их, как Чаадаева, «заразными сумасшедшими» и сажать под домашний арест. Выключить «переключатель» доступа к сети, к читателям, к информационному пространству — сейчас всё возможно. Для этого даже не нужно прибегать к услугам всегда готовых терзать людей бюрократов.
Интересно то, что в Испании разразилась общественная дискуссия на тему, кто же в конце концов главный бенефициар Гражданской войны. Понятно одно: гражданская война везде и всегда несёт разруху, кровь, страдания, моральное извращение общества, но, самое страшное, что она делает — меняет генный код нации.
В своё время в Нюрнберге нацистских преступников осудили за преступления против человечества, которые не имеют срока давности. Просматривая хронику Нюрнбергского трибунала, совершенно явственно ощущается главный пробел этого судебного разбирательства. Убийства, массовые репрессии, подавление людей и их преследование за убеждения, расовые и этнические отступления от расовой теории Розенберга — не единственное, за что надо было судить высших руководителей Рейха.
С нашей точки зрения, главный урок Гражданской войны — это то, что в общество была вспрыснута бацилла страха, который хуже коронавируса COVID-19. Она преобразовала сознание людей и притупила бдительность. С точки зрения христианской морали (а на самом деле, любой морали, не только христианской, но и обшечеловеческой), за такое преступление мало казнить, а следует всех потомков до 16 колена отправить куда следует.
Все гражданские войны и все их последствия одинаковы. Третий Рейх развязал Гражданскую войну в рамках всего континента и всего мира. Но началась она в Испании в 1936 году.
В настоящее время во многих странах (не только в Испании) видят, понимают и осознают глубоко несправедливые и бесчеловечные последствия войн и изменения всех структур общественного сознания. Кто-то из историков сказал, что и у Французской революции был шанс быть бескровной и не доводить великую европейскую державу до исступления. На недавней выставке в Государственном Историческом музее в Москве можно было увидеть произведения из фаянса с изображением милого, идиллического символа межсословного мира, над которым фигурировала монархическая лилия и символы королевской власти.
До 1791 года во Франции был период, когда все три сословия в едином порыве преклонили колена перед верховной монархической властью. Развитие событий в рамках общенационального согласия — это лучший путь, а худший — развязывание репрессий, массовые убийства (за несколько месяцев после прихода радикалов только в Париже погибло на гильотине 40’000 человек).
Вопрос один: почему история так мало учит? Почему история указывает на недопустимые, невозможные явления в цивилизованном обществе, а они всё равно повторяются?
Ведь ясно же, что в Испании царит достаточно явное социальное неравенство! Это социальное неравенство вызвано не какими-то климатическими или иными природными явлениями. Это дело рук конкретных людей. Неужели так трудно найти в себе мужество и решимость исправить это?!
Мы знаем примеры бескровного, гармоничного, почти идеалистического решения трудных экономических задач. Примеры тому не надо искать в странах Восточной Европы — там это решалось однозначно. Мы все надеемся, что эта эпоха навсегда канула в Лету. Убийства, репрессии, преследования — удел неумных и бесконечно несчастных людей, которые кроме инструкции по расправам с населением ничего другого в жизни не читали.
Решение всех социально-экономических задач — вещь несложная и, конечно же, не невозможная. Редакция «Э-Вести» давала конкретные примеры, причём недавнего времени, где все эти вопросы, и даже вопросы более сложные, решались самым благополучным образом. Если проанализировать ситуацию, то таких стран не так уж мало. Их, вообще-то говоря, большинство в Европе. Но начать, конечно, надо с тех, которые могут считаться образцовыми. Эти страны — Швейцария, Швеция, Дания, Финляндия, Исландия, в какой-то мере Германия и, Вы будете удивлены — соседняя Португалия и островное государство — Ирландия.
Не буду вдаваться в подробности, но во всех названных странах ситуация в социально-экономической сфере совсем недавно (каких-то 10-20 лет назад) была хуже, чем в Испании. А сейчас положение более чем благополучное.
Легко сказать: «Всё дело в правительстве». Конечно же, не в правительстве, а в политической воле политического руководства, которое последует своему собственному Джону Мейнарду Кейнсу, как это сделал во времена Великой Депрессии, наверное, самый великий американский президент Франклин Делано Рузвельт.
Доколе же ты, Катилина, будешь испытывать моё терпение? Эти слова пока мы не слышим не в парламенте, ни на улице. Но всякое правительство определяется как сильное или слабое его силой духа и решимостью. Если правительство не решает насущные острые вопросы, а идёт по пути объяснения их отсутствия — это слабое правительство. А сильное правительство — это то, которое молчит, но делает. А сделать сейчас надо не так уж много: надо собрать волю в кулак и решительно идти по пути радикальных реформ, которые направлены на резкое и качественное повышение благосостояния населения Испании.
А что толку приводить какие-то заграничные малоубедительные «индексы», которые всё равно не применимы к нынешнему испанскому ландшафту? Уровень жизни — он и в Африке уровень жизни.