В мае 2024 года было принято решение закрыть вопрос о «российском следе» в «каталонском сепаратизме». Суд Барселоны закрыл дело, расследуемое Х. Агирре — следователем федеральных структур Испании, глубоко «копавшем» вопрос о связи движения каталонских сепаратистов и успехе референдума.
Откуда пошёл разговор, и есть ли для этого юридические основания для роли в этом структур России?
В 2017 году был проведён референдум по вопросу об автономии *независимости» Каталонии. Согласно результатам референдума, вопрос из политической плоскости перешел в юридическую. Каталония реально могла выйти из состава испанского государства.
После этого группа Карлеса Пучдемона, руководившая процессом проведения референдума со стороны правительства Каталонии:
- Была подвергнута испанскими властями политическому остракизму,
- Весь процесс, связанный с углублением автономизации, вплоть до независимости, «завален».
- Вся верхушка — порядка 20 человек, руководивших движением за независимость Каталонии, была объявлена вне закона. Причиной официально стала государственная измена — вопрос, не подлежащий амнистированию.
Другими словами, испанское законодательство вынесло пожизненный приговор каталонским руководителям. Сегодня с них могут снять все объявления, включая о незаконном проведении референдума, но не вопрос о государственной измене, который приравнен по испанским законам к самым высшим категориям преступлений.
Продолжавшийся весь этот период вплоть до 2024 года процесс преследования каталонских руководителей закончился, как мы и предполагали, договорной формой — соглашением. Стороны пришли к разумному политическому решению и договорились не продолжать войну до первой крови. Они решили остановиться и подумать, как выходить из трудного положения.
Начался обычный политический торг, который закончится тем, чем и должен закончиться — Каталония получит статус Наварры и Страны Басков по режиму налогообложения, а юристы-правоведы найдут законные конституционные формы, позволяющие Каталонии иметь широкую культурную, языковую и внешнеэкономическую автономию.
Испанская печать, особенно та, которая примыкает к кругам федеративного центра в самой Каталонии, обсуждает вопрос о том, почему именно сейчас закрыта тема «русского следа» — суд Барселоны признал, что никакого следа не было и нет, это было лишь журналистским вывертом, не имеющим под собой оснований. Не было обнаружено документальных свидетельств, подтверждающих связь каталонских лидеров со структурами российского государства.
Взаимные визиты с туристическими целями не могут служить основанием для обвинений, тем более карающихся высшей мерой наказания согласно испанскому законодательству.
Длинная история чередой почти в 10 лет, посвященная одному из самых ярких триллеров испанской политической жизни России в Испании, закончилась окончательно и бесповоротно тем, что испанское законодательство закрыло дискуссию. Цирк уехал.