Курицы, лягушки и кукушки: божественное и земное барокко

Курицы, лягушки и кукушки: божественное и земное барокко

Жемчужина неправильной формы — так переводится термин барокко, а музыка эпохи рисует всеобъемлющую картину мира, где с божественным соседствуют вполне земные создания. О земных тварях в божественной музыке прошлого – этот материал.

«Птичий концерт» (1630-е) фламандского художника эпохи барокко Франса Снейдерса (1579-1657)
«Птичий концерт» (1630-е) фламандского художника эпохи барокко Франса Снейдерса (1579-1657)

Человека эпохи барокко можно смело назвать очень гармоничным и цельным. Веруя в божественную природу мира и собственного происхождения, он не забывал о вполне житейских радостях и не отрывался от своей земной плоти. Эта цельность мировосприятия, в которой божественное и земное являются сторонами одной монеты, нашла воплощение в музыке того времени.

Чарующие пьесы и концерты старинных композиторов с изяществом преподносят нам как образы божеств, так и земных тварей. Последним при этом достается толика юмора, который окутывает их образы и дарует божественное очарование. Ведь и они, по мнению людей той эпохи, творения Господа, следовательно, достойны стать героями музыки – одного из главных божественных искусств.

Жан-Филипп Рамо. «Курица»

Французский композитор и теоретик, придворный композитор Людовика XV Жан-Филипп Рамо (1683-1764) работал преимущественно в светских жанрах. Он писал оперы, балеты-трагедии и кантаты, но прославился как мастер музыкальной миниатюры. Созданные им пьесы для клавесина и камерные произведения для ансамбля клавесина, скрипки и виолы да гамба можно с полным правом назвать полигоном для поиска новых музыкальных средств в области ритма, гармонии и фактуры.

Одна их характеристических пьес – «Курица» («La Poule») – живописно рисует типичное поведение пернатой домашней птицы: мы буквально слышим, как она клюет землю в поисках зернышек, смешно двигает шеей и кудахчет. Но общий характер этой музыки – не юмористичный, а лирическо-философский. Как одно из творений мироздания курица в пьесе Рамо получает портрет, достойный быть представленным в самом лучшем концертном зале.

Луи-Клод Дакен. «Кукушка»

В 1772 году в творческом состязании по мастерству игры на органе Рамо проиграл другому французскому гению эпохи барокко — композитору, органисту и клавесинисту Луи Клоду Дакену (1694-1772). Последний в итоге получил должность органиста в парижской церкви Сен-Поль, а вскоре стал и главным органистом Собора Парижской Богоматери.

Одно из наиболее известных и одно из немногих сохранившихся произведений Дакена – пьеса для клавесина или органа «Кукушка» («Le Cuckoo») – также сочетает жанровую изобразительность и лирический психологизм, и во многом отражает галантный стиль рококо с его стремлением к максимальной утонченности. Даже образа надоедливой кукушки.

Георг Филипп Телеман. Концерт для скрипки ля мажор «Лягушки»

Один из крупнейших музыкальных мастеров барокко – Георг Филипп Телеман (1681-1767) – прожил долгую и активную земную и творческую жизнь, став своеобразным связующим звеном от старших современников – И.С. Баха и Г.Ф. Генделя (с обоими был знаком и поддерживал дружеские и творческие контакты) – к новому поколению композиторов-классиков.

Автор более трех тысяч музыкальных опусов в самых различных жанрах, Телеман демонстрировал уникальную гибкость стиля и музыкального языка. Строгое немецкое барокко, галантное рококо, изящный французский стиль – ему были подвластны все тенденции эпохи. И не чужд музыкальный юмор.

Концерт для солирующей скрипки с ансамблем «Лягушки» живописно и с добрым юмором рисует нестройный хор лягушек, который внезапно возникает в первой и последних частях произведения и очень напоминает процесс настройки струнных инструментов.

21 сентября в восхитительных интерьерах Соборной палаты состоится концерт из музыки эпохи высокого барокко «Божества и лягушки». В исполнении Оркестра исторических инструментов Prartum Integrum и солистов Сергея Фильченко (скрипка) и Людмилы Фраёновой (сопрано, скрипка) прозвучат произведения Г.Ф. Телемана, А. Вивальди и Г.Ф. Генделя и барочные арии И.А. Хассе. Музыкальный мир барочной эпохи, в котором божественное и земное предстают частями единого целого, обязателен к посещению поклонникам старинной музыки и аутентичного исполнения.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку