Мир молниеносно облетела весть о том, что Левая Республиканская партия Каталонии поставила в качестве условия вхождения в правительство решение «каталонского вопроса». Было и раньше понятно, что одна из самых влиятельных каталонских партий будет ставить такое условие.
Однако почему испанская пресса преподносит эту ситуацию как неожиданную новость? Разве не было понятно, что каталонцы, входя в правительство, будут ставить вопрос о замирении между центром и регионом?
Редакция «Э-Вести» более полугода тому назад предвидела сложившуюся ситуацию. Мы говорили о том, что единственный путь для формирования правительства — это вхождение в него Левой Республиканской партии Каталонии (ERC). Все другие варианты хуже для центрального правительства, а этот вариант, который рассматривался как самый негативный из всех возможных, наша редакция считала неким разворотом в позитивную плоскость.
Мы даже делали свой набросок, как можно развернуть участие ERC в правительстве не только ради замирения между центром и регионом, но и как использовать инструмент участия региональной партии для общей демократизации страны, для развития регионов, и в целом для улучшения положения трудящихся и разрешения насущных социально-экономических задач.
Другими словами, участие ERC в правительстве можно было, да и сейчас ещё можно, использовать не только для улучшения сложных противоречивых взаимоотношений между двумя центрами силы, но и для решения общенациональных, федеральных задач, как, например, отношений Мадрида с влиятельными регионами страны: Каталонией, Страной Басков, Галисией, Астурией, Арагоном, Андалузией, Канарскими островами, Валенсийским Автономным сообществом, Балеарскими островами и целым рядом других испанских автономий.
Многие аналитики ошибаются, говоря о том, что шаг навстречу каталонцам — это ошибка со стороны центрального правительства и лично Педро Санчеса. Мы считаем ровно наоборот. Почему?
А вот почему. Во-первых, за короткий срок дважды проведены парламентские выборы, которые подтвердили уже сложившийся расклад голосов. Распределение электората легализовало сам факт начала ведения переговоров центра с каталонцами.
Во-вторых, небезосновательно складывается впечатление, что правительство выжидало удобный момент, чтобы пойти на столь рискованный шаг: начать переговоры с представителями каталонского движения за независимость для включения их в состав правительства.
Здесь требуется особое пояснение. Дело в том, что, по опросам общественного мнения, большинство населения Испании выступает против включения каталонского политического истеблишмента в состав федеральных органов власти, утверждая, что это может привести к дальнейшему обострению внутриполитической ситуации в стране. Но при этом разрешения «каталонского вопроса» не произойдёт.
В противовес такой точке зрения, наши убеждения состоят в том, что вхождение в правительство Испании Левой Республиканской партии Каталонии в значительной мере приведёт к разрешению ситуации вокруг этого испанского региона.
Именно по этой причине правительство Педро Санчеса проводило повторные парламентские выборы, чтобы получить у населения карт-бланш на начало переговоров с «сепаратистами». Сейчас оно как бы говорит: «У нас безвыходное положение, нам надо во что бы то ни стало сформировать правительство, и единственная возможность для этого — вести диалог с представителями каталонского истеблишмента».
Уверены, что такие планы рассматривались ещё задолго до последних выборов, и анализ маневрирования правительства доказывает справедливость этих слов. Сейчас правительство Испании как никогда уверено в том, что можно разрешить сразу две проблемы: сформировать правительство и начать разрешение «каталонского вопроса», на первый взгляд, тупикового, в конструктивном ключе.
Тезис о том, что нет худа без добра, верен. Но надо отметить, что эта ситуация просматривалась ещё задолго до выборов, и рано или поздно центральному правительству надо было идти на диалог с Каталонией. В сложившейся ситуации эти переговоры и проходят, но они проходят не между правительством в Мадриде и в Барселоне, а между социалистами (ИСРП) и ERC. Но результат будет достигнут быстрее и комфортнее для обеих сторон: для центрального правительства и для руководства Каталонской автономии.
Все были уверены, что самый сложный вопрос для формирования правительства — это вопрос об участии партии Подемос. Однако на повестке дня оказалось, что сложнее вопрос о том, кто будет третьим мажоритарием в коалиционном правительстве Испании.
Мы прекрасно понимаем, что вопрос вокруг Каталонии не может быть разрешён до инвестидуры — процедуры утверждения правительства в кортесах (парламенте Испании), назначенной на предпоследнюю неделю перед Рождеством. Огромный накопившийся «взрывной» материал разрешить не удастся, но выработать повестку дня — это уже много. Эта повестка дня ляжет в основу всей политики правительства Педро Санчеса на весь ближайший период его пребывания у власти.
В заключение хочется отметить, что Левая Республиканская партия Каталонии, войдя в правительство Испании, будет способствовать разрешению не только «каталонской проблемы» как таковой, но и, уверен, всей ситуации вокруг строительства демократии и регионального развития Испании. Ведь так много назрело проблем в этих сферах! Главное, что произошло — заложен первый кирпич в здание, название которому — Испанское Многонациональное Государство федеративного типа.