Макрон и Мерц планируют уладить спор о будущем истребителе ЕС

Макрон и Мерц планируют уладить спор о будущем истребителе ЕС

Французский президент Эммануэль Макрон и немецкий канцлер Фридрих Мерц попытаются урегулировать разрастающийся франко-германский спор по поводу европейского истребителя нового поколения на своей встрече в Берлине, которая состоится в последней декаде июля этого года.

По словам людей, знакомых с этим вопросом, пишет Bloomberg, растущие разногласия по поводу перспективного реактивного самолёта FCAS будут главной темой беседы. Она будет иметь решающее значение для возобновления разработки военного самолёта на фоне конфликта между двумя оборонными подрядчиками за контроль над проектом.

Выступая перед журналистами, Мерц признал наличие трений и выразил уверенность, что они могут быть решены, заметив впрочем, что следует соблюдать уже достигнутые договорённости между партнёрами – Германией, Францией и Испанией.

«Дискуссии ведутся и во Франции, и с Францией, – сказал Мерц. – Мы намерены окончательно прояснить этот вопрос в течение следующих нескольких месяцев».

Как мы помним, 25-26 июня в Гааге страны-члены НАТО взяли на себя обязательства нарастить свои военные расходы до 5% от ВВП к 2035 году. Это почти 1.9 трлн евро! Это не блеф – это подготовка к войне, о чём прямо заявил замглавы МИДа России Александра Грушко:

«Они системно готовятся к прямому военному столкновению с Россией. А значит, и Россия должна готовиться. Причём не «на всякий случай», а всерьёз и надолго».

О серьёзности намерений свидетельствует и жёсткая конкурентная борьба за этот огромный бюджет.

Французская Dassault Aviation SA публично заявила о намерении взять на себя ведущую роль в создании боевого самолёта FCAS, который она разрабатывает совместно с Airbus SE и испанской Indra Sistemas SA. Airbus заявила, что такие планы противоречат ранее согласованному соглашению и что это может подорвать программу.

По словам людей, знакомых с вопросом, Dassault потребовала 80% работы FCAS. В результате в понедельник Берлин провёл экстренное совещание с представителями Airbus и коалиции, чтобы обсудить требования Франции, сообщили два источника Bloomberg.

По словам одного из них, Германия категорически против 80%-ной доли. Берлин ещё надеется спасти проект, но позиция французов ставит на нём крест.

«Я категорически хочу, чтобы мы придерживались соглашений, которые мы заключили с Францией и Испанией по FCAS, – сказал Мерц. – Это может быть хорошим проектом для европейской обороны, потому что нам нужен этот самолёт».

Хотя мнения о составе консорциума по-прежнему расходятся, «я уверен, что мы добьёмся успеха, – добавил Мерц. – Мы с Макроном говорили об этом несколько раз. Сотрудники готовятся к следующим встречам».

Немецкое авиационное лобби BDLI было весьма встревожено заявлениями Dassault Aviation, охарактеризовав ситуацию, как лишающей проект смысла.

О наличии ранее заключённых договорённостей говорит и военное ведомство Берлина.

«Между странами существуют действующие межправительственные соглашения о развитии, которые гарантируют зафиксированные условия участия Германии в проекте», – говорится в электронном письме представителя министерства.

Этот конфликт выплеснулся наружу в прошлом месяце на Парижском авиасалоне, где глава оборонно-космической отрасли Airbus Майкл Шеллхорн посетовал на то, что французская сторона пытается пересмотреть тщательно разработанное сотрудничество между партнёрами по FCAS.

На том же мероприятии генеральный директор Dassault Aviation Эрик Траппье подтвердил свои претензии на ведущую роль, заявив, что французский производитель истребителей Rafale может выполнить проект и в одиночку, если партнёры не придут к приемлемому соглашению.

FCAS разработан как преемник самолёта Eurofighter, который производится компаниями Airbus, BAE Systems Plc и итальянской компанией Leonardo SpA. Компания Dassault участвовала в этом проекте в начале 1980-х годов, а потом вышла из него и занялась собственным проектом – Rafale. Памятуя о прошлом, BAE в этот раз собрала ещё один консорциум для создания конкурирующего реактивного самолёта GCAP, который будет разрабатываться параллельно с FCAS.

Удастся ли уладить конфликт главам государств – не известно, ведь на кону стоят огромные деньги.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку
Нажимая на кнопку Подписаться вы соглашаетесь с Политикой cookies, Политикой конфиденциальности и даёте согласие на обработку ваших персональных данных.
Комментируя вы соглашаетесь с Политикой cookies, Политикой конфиденциальности и даёте согласие на обработку ваших персональных данных.