Сегодня в Guardian вышла большая статья, в которой ведущий китаист газеты Эми Хоукинс усмотрела в растущей доле расчётов в юанях попытку Китая защититься от будущих санкций. О том, что они будут, у эксперта нет никаких сомнений, мало того, судя по заголовку «Военная шкатулка Китая …» эти действия рассматриваются британкой, как акт агрессии. Удивительная деформация сознания, не правда ли?
Опираясь на данные международной системы Swift, аналитик пишет, что вот уже более десяти лет Пекин пытается уменьшить свою зависимость от доллара, мотивируя это рисками, которые несет американская экономика, и желая расширить свою сферу влияния.
Однако в прошлом году самым важным стимулом для отказа от доллара стало стремление оградить себя от долларовых санкций.
С одной стороны, этому способствовал наглядный пример санкций в отношении России. С другой стороны, напряжённость, которую создают США в тайванском вопросе, всячески стимулируя сепаратизм острова.
Пытаясь наказать Россию, США невольно помогли юаню. В прошлом году доля российского импорта, оплаченного в юанях, выросла с 4% до 23%. В феврале юань впервые в своей истории обогнал доллар в качестве самой торгуемой валюты на Московской бирже.
С начала конфликта на Украине доля юаня в торговых расчетах выросла более чем в два раза. Конечно, 80% многотриллионного оборота всё ещё приходится на доллары, но в экономике всегда важен тренд, и его направленность весьма однозначная.
Китай также поощряет другие страны использовать юань для международных операций. Аргентина и Бразилия недавно достигли соглашения об оплате китайского импорта в юанях, а не в долларах США.
В апреле Бангладеш объявила, что одобрила платеж в юанях на сумму 318 миллионов долларов для погашения части российского кредита, который был использован для финансирования строительства атомной электростанции. Это тот пример использования юаня в международной торговле, где Китай даже не участвует.
Дэниел Макдауэлл, синолог аналитического центра Wilson Center, сказал: «На сегодняшний день международное использование юаня в качестве платежной валюты в основном связано с участием Китая как одной из сторон сделки. Чтобы вести бизнес с Россией, у иностранных партнеров на самом деле нет альтернатив – им придется рассмотреть возможность использования менее традиционных платежных валют, таких как юани и рубли».
Конечно, экономика Китая гораздо теснее связана с экономикой Запада, чем экономика России, поэтому многие аналитики считают, что Запад не смог бы надавить на Китай экономически, не причинив себе большого ущерба.
Тем не менее, Китай хочет защитить себя настолько, насколько это возможно, и превращение юаня в валюту международных расчётов является одной из частей этой защиты.
В марте китайская компания использовала юани для покупки 65’000 тонн сжиженного природного газа (СПГ) у французской TotalEnergies, что стало первым случаем использования китайской валюты в международной сделке по СПГ.
Китай также разработал альтернативу Swift, а также цифровую валюту e-CNY. Эти технологические инновации менее важны, чем политические факторы, влияющие на международную популярность юаня, но они являются частью широкой кампании Пекина по превращению своей валюты в привлекательную альтернативу доллару.
Кампания по отказу от доллара также связана с национальной гордостью. В недавнем отчете о стремлении Китая к финансовой самостоятельности отмечается: «По определению, Китай не может претендовать на звание великой державы… если он продолжит полагаться на доллар в торговле, внешних заимствованиях и ценообразовании на энергоносители и сырьевые товары».
Вместе с тем, власти Китая с осторожностью двигаются по пути интернационализации юаня, так как это связано также с ослаблением контроля финансовых потоков, управляемости экономики и большей ролью рынка в оценке стоимости валюты.
Когда слышишь о дедолларизации китайской экономики из уст отечественных комментаторов, то это всегда звучит с известной долей шапкозакидательства. Так и хочется воскликнуть: «Они не назло Америке это делают, и не чтобы нам помочь! Они думают только о себе. Поэтому окститесь! Подумайте лучше о нас самих.»