«Мир звуков – мой мир». Эдуарду Артемьеву – 85!

«Мир звуков – мой мир». Эдуарду Артемьеву – 85!

30 ноября 85-летие встретит патриарх электронной музыки, современный архитектор звука, кинокомпозитор Эдуард Артемьев.

Эдуард Артемьев
Эдуард Артемьев

Эдуард Артемьев родился 30 ноября 1937 года. Волей судьбы сын москвичей появился на свет в Новосибирске, где его родители находились по работе. В 1953 году Артемьев, проявлявший большой интерес к музыке, приехал в столицу и под руководство дяди – профессора Московской консерватории – начал свой путь в профессию музыканта. Окончил Московское хоровое училище, а в 1960 году получил диплом об окончании композиторского факультета Московской консерватории, где постигал искусство композиции под руководством Юрия Шапорина и Николая Сидельникова.

Молодой композитор быстро нашел свой творческий путь. В 1960-х годах одновременно он увлекся электронной музыкой в Московской экспериментальной студии Евгения Мурзина и возможностями синтезатора АНС, а также дебютировал как кинокомпозитор, создав музыку к фильму «Мечте навстречу».

В 1967 году Артемьев написал музыку к курсовой работе студента ВГИК Никиты Михалкова, что положило начало многолетней творческой и личной дружбе режиссера и композитора.

Артемьев – это часть моей жизни. Я никогда не работал с другими композиторами, кроме одной картины «Очи черные». Все остальные мои фильмы напрямую сцеплены с именем и творчеством Эдуарда. Для него музыка – это не просто ноты, он слышит ее в любом окружающем звуке: в шагах, дуновении ветра, пении птиц и даже в скрипе калитки или захлопывании крышки на кастрюле.

Никита Михалков

Плодотворным было сотрудничество Артемьева и с Андреем Тарковским. Саундтреки композитора звучат в картинах «Солярис», «Зеркало», «Сталкер». Композитор сотрудничал с А. Кончаловским, К. Шахназаровым. Много сочинял для театра – ему принадлежит музыка к более чем 30 спектаклям, поставленным разными театрами страны и мира.

«Поход» из музыки к кинофильму «Сибириада», режиссер Андрей Кончаловский

Собственный композиторский путь Эдуарда Артемьева уникален. В 1960-70-е годы он увлекается эстетикой авангарда, вовлекая в его орбиту исконно русские и патриотические темы. В это время создаются оратория на стихи Твардовского «Я убит подо Ржевом», сюита для симфонического оркестра «Хороводы», сюита для хора и оркестра «Лубки», кантата «Вольные песни», концерт для альта.

С 1970-х Артемьев расширяет инструментарий своих композиторских опусов, активно включая в сочинения рок-группы, синтезатор. В это время он создает симфонию «Семь врат в мир Сатори» для скрипки, ро-ансамбля и фонограммы, поэму для рок-группы «Человек у огня», поэмы для голоса и синтезатора «Белый голубь», «Лето» и «Видение». К открытию Олимпийских игры в столице пишет кантату «Ода доброму вестнику» на стихи Кубертена для хоров, синтезатора, рок-ансамбля и оркестра.

«Вечный прогресс» из «Оды доброму вестнику»

Творчество Эдуарда Артемьева хранит обращения к значимым культурным феноменам России. В 2016 году в Москве была исполнена премьера оперы «Раскольников» по роману Достоевского, работу над которой композитор вел с конца 1970-х годов. В 2014 к 85-летию Василия Шукшина Артемьев создал сюиту для симфонического оркестра «Мастер».

«Весь звучащий мир является моим инструментом», — говорит Эдуард Артемьев, удивляя слушателей необыкновенными звуковыми находками. В 1990 году он основал и с тех пор является президентов Российской ассоциации электроакустической музыки, является членом исполнительного комитета Интернациональной конфедерации электроакустической музыки ICEM при ЮНЕСКО. Эдуард Артемьев – четырежды лауреат Государственной премии России в области литературы и искусства, четырежды лауреат премии «Ника», народный артист России. В ноябре 2022 года Эдуарду Артемьеву присуждено звание Герой Труда России за особые трудовые заслуги перед государством и народом.

Музыка из кинофильма «Свой среди чужих, чужой среди своих», режиссер Никита Михалков

Гала-концерт к 85-летию композитора состоится в Государственном Кремлевском Дворце при поддержке Президентского фонда культурных инициатив при участии Российского государственного симфонического оркестра кинематографии и звезд российской сцены, театра и кино.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку