Сегодня мир облетела радостная весть: наконец-то наметились пути выхода из пандемии нового коронавируса. Индекс смертности в основных странах Европы, где COVID-19 бушевал больше всего, начал снижаться. Это признак наметившейся положительной динамики. Пока рано ещё говорить о завершении пандемии нового коронавируса во всём мире — половина человечества находится на карантине, всё ещё в Италии, Франции и Испании ежедневная смертность превышает несколько сотен человек в день, но тем не менее (и это сейчас самое главное) засветился луч в конце тоннеля.
Два события в мире произвели сильное впечатление на всё человечество. Первое произошло в Лондоне — это выступление королевы Великобритании Елизаветы II. Второе — на Востоке, о нём чуть позже, оно непосредственно связано с текущим моментом, с пандемией.
Итак, о выступлении главы Дома Виндзоров. Во-первых, и это самое главное, выступление английской королевы — это выступление самой уважаемой светской правительницы (с учётом того, что глава королевского дома в Англии — это одновременно и глава Англиканской церкви) — вещь всегда знаковая. Напомню, что выступление королевы — это всегда ритуал.
Выступление главы Британии — это всегда прецедент и прецедент знаковый. Елизавета II за почти 67-летнее пребывание на троне всего пять раз выступала «за пределами регламента», установленного королевским протоколом. Королева «берёт слово» только по чрезвычайным вопросам.
Она занимает столь же весомое положение в мировой иерархии, сколь и Папа Римский. Это всего две фигуры, которые и правят миром сегодня.
Нельзя не понимать, почему королева Елизавета II произнесла слова об успокоении, выдержке, терпении и надежде. Это единственный лидер в мире, который не только не растерял авторитет, а каждый раз набирает всё больше и больше очков. Ни один монарх в мире (я уж не говорю о политических руководителях стран) не обладает таким высоким политическим и моральным авторитетом. Всегда, когда было возможно, представители Королевского Дома вылезали из всяких «передряг» без моральных потерь. Благодаря этому, не только авторитет британской дипломатии, но и британской деятельности в мире как таковой столь высок.
Единственный, кого в мире «уважают» в США — это королева Великобритании. Политический вес главы Британского Дома не сопоставим с политическим (я уж не говорю о моральном) авторитетом главы Белого Дома. Здесь стоит привести яркий пример со знаменитым похлопыванием по-амикашонски супругой американского президента Барака Обамы по плечику королевы Великобритании Елизаветы II. Незабываемо кончилось это дружеское похлопывание…
Выступление британского монарха означает две вещи: Королевский Дом не имеет отношения к «чёрному лебедю» и прикладывает все усилия к тому, чтобы он скорее улетел, либо стал белым. Это выступление надо читать так: «Будьте стойкими, мы выдержим всё, дальше наступит эра благоденствия».
Должен напомнить, что до сих пор все речи главы Британского Дома были знаковыми. Их пафос и моральное содержание всегда осуществлялись. Это важно. Повторяю, моральный авторитет как самого Британского Дома, так и его посланий так же весом, как и авторитет Папы Римского. Пока, на сегодняшний день, ничего более весомого в мире нет, и на ближайшие 50 лет не предвидится.
Один из известных испанских экономистов написал такую фразу: «Мир стремительно меняется, надо следить за каждым шорохом листвы, чтобы понять, куда движется мир».
Я бы сказал, что мир уже изменился. Конечно, можно и дальше слушать «шорохи листвы» — это не повредит, но мир как в социальном, так в экономическом, так в гуманитарном, так и в социально-психологическом планах уже радикально изменился. Мы все: и те, кто пишет, и те, кто читает то, что пишут — мы все уже живём (кто — 10 дней, а кто — три недели) в одной, единой, большой стране, где только одни границы. Те, которые «по ту сторону баррикад», и те, которые «по сю сторону баррикад». Мы все объединены одним горем: страданиями, переживаниями, а кто-то и трагедией.
Обратите внимание, дорогие читатели, что показатели преступлений разного характера: от тяжёлых до мелких, повсеместно (не только в России и в Испании) кратно сократились. Заметьте, такое бывает только в двух случаях: когда идёт война и когда идёт пандемия.
С одной стороны, властям вольготно — они могут направить все свои силы на подавление политического протестного движения, а не на обуздание разгула криминала, как это было в 1990-е и 2000-е в России, с другой стороны, у них появляется новая головная боль: «Надо распечатывать кубышку, а не то [они] откроют её сами, и тогда мало не покажется».
Другое событие, которое обращает на себя внимание и вызывает глубокие размышления — это то, как в Китае проходил День памяти жертв коронавируса COVID-19. Мы в редакции «Э-Вести» ознакомились с рядом материалов и были потрясены масштабом, глубиной и искренностью переживающих трагедию великой нации простых людей. Эти слёзы, этот трагизм в лицах, который мы читали на ликах людей этой большой страны, не забудется никогда.
Застывшие фигуры в разных точках и городах большого азиатского государства производят поистине неизгладимое впечатление. 4 апреля, в субботу, двухмиллиардная нация застыла в почтительной позе в память о тех жертвах, которые она понесла в результате невесть откуда взявшейся пандемии. Я думаю, я уверен, глубоко убеждён, что ответ на вопрос о том, откуда взялся коронавирус в этой стране и почему он получил в ней такое быстрое распространение, скоро будет получен.
Я также уверен, что китайские власти при ответственности и дисциплинированности, которую они продемонстрировали, добьются наказания виновных, осуждения их и придания их международному обвинительному трибуналу, дабы никому, никогда, «во веки веков» не было повадно заниматься такими отвратительными, человеконенавистническими деяниями.
По сути дела этот День памяти в Китае и был посвящён этому. Благодаря китайской дисциплине, организованности и непреклонности (в Китае вводилась смертная казнь за невыполнение условий карантина) ограничительные меры смогли дать столь быстрые и однозначные результаты: эпидемия в Китае была свёрнута в течение трёх недель.
Будет уместно напомнить, что Китай — это лучшее порождение СССР. Советский Союз во внешнеполитическом плане не преуспел так, как преуспел Китай сегодня. КНР по специальной программе помогает более чем 80 странам мира по целому ряду направлений, в первую очередь по линии решения социальных и медицинских вопросов, связанных с пандемией нового коронавируса. Страна выделяет огромные средства на помощь развитым странам, к числу которых относятся страны Европы, а также страны Азиатско-Тихоокеанского региона (Япония, Южная Корея, Таиланд), ряд стран Африки и Латинской Америки.
Всё же один успех во внешнеполитической сфере в СССР был: это, конечно, Китай. Эта страна сегодня — это то, что могло бы стать с Советским Союзом, если бы не обрушение коллективного руководства страной на рубеже перехода от Брежнева к Горбачеву.
Китай — это не только 60% промышленно-экономического потенциала страны, переданного азиатской стране Советским Союзом в первые две китайские пятилетки. Это и создание в Китае математической школы, самой лучшей в мире санитарно-эпидемиологической службы, почти идеальной системы социального и медицинского обеспечения населения. Многое из того, что СССР передал Китаю, было умелыми руками трудолюбивых китайцев доведено до идеального состояния: от государственного управления до госрегулирования экономики.
Обратите внимание на то, как изящно, филигранно плановая система управления экономикой была доведена до своего апогея. В Китае плановая система не носит зубодробительного, стенобитного и уродливого характера, как это было в последние годы жизни Госплана, когда этот орган должен был отслеживать перемещение каждого грузовика с гвоздями из одной области в другую, на что тратилось немереное количество сил, средств, времени, и ничего не давало.
Многое можно сказать о выступлении главы Британского Дома, но пафос события очевиден, как очевидно и его пафосное содержание: мир изменился, он уже стал другим, но духовные ценности в мире, которые были в зачаточном состоянии и не были доминирующими, должны выступить на передний план и определять будущее человечества.
Единственное, что хочется сказать вдогонку всему вышесказанному — это то, что в Китае, как это было до того в СССР, была перенята прививка БЦЖ (вакцина против туберкулеза). Дело в том, что мы об этом говорим неслучайно, а вот почему: единственная страна, которая у себя делала эту прививку всем и вся — это был СССР, а после разрушения советской страны это проделывала только КНР. Например, в США и других странах эта прививка, которая предохраняет людей от всех видов лёгочной заразы, делается на платной основе и избирательно (например, в США она делается каждому десятому жителю).