Жан-Поль Сартр сказал: «Человек обречён на свободу!». Правда, он также сказал, что настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния… Другой не менее известный философ и мыслитель — Фридрих Ницше, произнёс другую сильную фразу: «Когда богатые ведут войны, всегда умирают бедные». Всё это напрямую относится к будущему Латинской Америки.
Первая страна Латинской Америки, получившая независимость в 1804 году — это островное государство Гаити, так как Франция объявила об отмене рабства как самая передовая страна западного Старого мира.
После этого старушка-Европа просыпалась, затем опять дремала, а сейчас она просто-напросто погрузилась в летаргический сон.
Новые веяния, ведущие, как тогда казалось, к мировому прогрессу, проникли на латиноамериканскую почву с островного государства Гаити. Идеи Великой Французской революции были подхвачены там с такой силой, что начался процесс бурления и политической активности, в конечном счёте приведший фактически за одно десятилетия к изменению всего лица огромного континента.
Существует точка зрения, что такие сжатые сроки для тектонических процессов связаны с одним эпицентром — Европа-Франция. Я с ней не согласен, но Франция влияла на две метрополии (сначала на Португалию, потом на Испанию) и тогда процесс пошёл!
При этом мы не будем забывать о лукавом чудовище, которое было тут как тут, дышащее зловонным и огненным духом, и в результате оно оформило своё видение Латинской Америки в небезызвестную доктрину Монро, где Латинская Америка представлена как задворки США.
Кто может сегодня сопоставить объёмы инвестиций в Латинскую Америку с объёмами инвестиций США? Никто!
Так что же получается: полная безысходность? Да нет же, конечно, вспомним слова Сартра — в них содержится ответ на этот вопрос, а продолжающаяся политика Франклина Делано Рузвельта, получившая ехидное название «Политика доброго соседа» подсказывает, что именно надо делать: объединить усилия, так как все страны Латинской Америки без исключения имеют больше общих черт, чем различий.
Все имеют большой процент сельского хозяйства в ВВП, везде низкая рождаемость и смертность, в каждой стране есть выход к морю, одинаковые природно-климатические характеристики. К этому следует добавить огромный рынок дешёвой рабочей силы и потребительской массы, и что нет ни одной страны Латинской Америки, не обладающей огромными природно-минеральными ресурсами.
Главным толчком к неимоверному взлёту развития мировой экономики в эпоху глобализации послужило использование огромной массы дешёвой рабочей силы, которое в течение 10 лет дало невиданные результаты и ВВП мира в 1940-1960 годы выросло кратно. Вспомним хотя бы Китай, но рост пережил не только он.
Из четырех главных факторов развития экономики все 4 равноценны. Рабочая сила может быть заменена на дешёвые природно-минеральные ресурсы, на уникальные природно-климатические ресурсы, на инвестиции. Но ведь всё это присутствует в Латинской Америке. Проблема состоит в том, что все латиноамериканские страны разобщены и их разобщённость не случайна.
Поэтому надо изучать наследие Сартра и Мигеля Сервантеса де Сааведру. «Свобода, Санчо — это одно из самых выдающихся достижений, которые нам ниспослали небеса», — говорит слова Дон Кихот своему другу и слуге Санчо Панса. Желание быть свободным, богатым и процветающим может быть достигнуто лишь при условии, что должен быть 1, не 25 центров принятия решений.
Президент Колумбии Густаво Петро предложил создать альянс между странами Латинской Америки, чтобы поднять общий голос в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, признав их потребление проблемой общественного здравоохранения, поскольку якобы 50 лет неудавшейся войны с наркотиками привели к неизмеримому кровопролитию и боли в регионе. Его поддержали главы других стран в совместном заявлении по итогам конференции, посвящённой проблеме незаконного оборота наркотических средств.
Вместо вооруженной борьбы с картелями было решено сокращать спрос на наркотики путем просвещения общественности и борьбы с неравенством, бедностью, отсутствием возможностей и насилием. В частности, договорились разрывать связи между наркокартелями и торговцами оружием, коррумпированными чиновниками и торговцами людьми.
Президент Мексики Андрес Мануэль Лопес Обрадор при этом прямо заявил, что страны Латинской Америки должны поддержать США в их борьбе с фентанилом из «моральных обязательств» и «гуманизма». Во всех объединительных процессах просматривается влияние именно этой страны, которая направляет центростремительные тенденции в регионе.
Проблема объединения — это проблема не только Латинской Америки, но здесь эта проблема жизненно важная: странам не выжить в бурном конвульсивном мире мировой экономики сегодня, когда змея инвестиций мечется по всему планетарному пространству, пытаясь осесть в Юго-Восточной Азии, куда её толкают большинство ТНК.
Пример тому — все материалы Владивостокского форума, на котором впервые будет присутствовать и северокорейский лидер, что говорит о многом.
Латинская Америка — это не продолжение Европы, но рычаг, который способен поднять из могилы уже истлевший гроб с трупом Старой Дамы. Но для этого кто-то должен приложить усилия для единения во имя не псевдоценностей, а проверенных временем идей свободы и процветания людей.