«Мученица нашего времени» назвал Серов оперу «Руслан и Людмила»

«Мученица нашего времени» назвал Серов оперу «Руслан и Людмила»

180 лет назад, 27 ноября 1842 года, в Петербурге состоялась премьера сказочной оперы Глинки по поэме Пушкина.

Илья Репин. М.И. Глинка за сочинением «Руслана и Людмилы»
Илья Репин. М.И. Глинка за сочинением «Руслана и Людмилы»

Идея о создании оперы на сюжет пушкинской поэмы «Руслан и Людмила», вдохновленной сюжетами древнерусских сказок и былин, пришла к Глинке от первоисточника – Александра Сергеевича Пушкина.

На одном из вечеров Жуковского Пушкин, говоря о поэме своей «Руслан и Людмила», сказал, что он бы многое переделал; я желал узнать от него, какие именно переделки он предполагал сделать, но преждевременная кончина его не допустила меня исполнить это намерение.

Из воспоминаний М. Глинки

Работа над оперой началась в 1837 – в год трагической кончины поэта. У Глинки не было готового либретто, он надеялся на помощь Пушкина, но волей судьбы был вынужден обратиться за помощью к товарищам. В итоге работу над литературной основой будущей оперы вели сразу несколько литераторов, в числе которых Нестор Кукольник, Николай Маркевич и Валериан Ширков. В либретто были сохранены подлинные стихи Пушкина.

Работа над новым произведением шла 5 лет и была завершена в 1842 году. По традициям того времени Глинка сам участвовал в подготовке оперы к постановке на сцене Большого театра Петербурга: подбирал певцов, разучивал с ними партии. Из-за болезни знаменитой контральто Анны Петровой-Воробьевой, которую Глинка выдвинул на виртуозную и страстную партию Ратмира, на премьере и первых спектаклях пела ее однофамилица Анфиса Петрова (ее в программках по моде того времени указали как Петрова-вторая). Молодая, неопытная певица, спешно разучившая партию, не способствовала успеху первых двух спектаклей:

…едва справилась с материальным разучиванием нот своей огромной партии и, несмотря на красивейший контральтовый голос, была в Ратмире слаба до жалости, следовательно, чуть ли не половина эффекта оперы в первое представление была утрачена.

А. Серов о выступлении Петровой-второй

Контральто Анна Петрова-Воробьева запечатлена на известной картине К. Брюллова.
Контральто Анна Петрова-Воробьева запечатлена на известной картине К. Брюллова.

Когда же на представление вышла Анна Петрова-Воробьева, успех оперы пошел в гору, что лишний раз подтверждает зависимость успеха оперных представлений от мастерства исполнителей.

В Большом театре СССР в партии Ратмира блистательно выступала меццо-сопрано Тамара Синявская.

Опера Михаила Глинки пережила множество переделок и сокращений. Идущее в разрез с привычными для России тех лет оперными канонами итальянских опер, это произведение не укладывалось в Прокрустово ложе представлений об оперном спектакле. Критик Владимир Стасов, отстаивавший каждую ноту оперы, называл ее «мученицей нашего времени».

Нельзя не отметить, что по накалу виртуозности и красочности музыкальных образов, «Руслан и Людмила» отнюдь не уступал своим европейским собратьям. Невероятно колоритные музыкальные характеристики – запоминающиеся арии главных героев, впечатляющая сцена с головой, которую исполняет хор басов, смешной карлик Черномор, олицетворенной целотоновой гаммой… И над этим великолепием – летящая увертюра, которая сегодня живет как самостоятельная симфоническая миниатюра, решенная в истинно русском духе – «маленькая да удаленькая».

Увертюра к опере «Руслан и Людмила» в исполнении Государственного академического симфонического оркестра СССР под управление Евгения Светланова.

В музыке «Руслана и Людмилы» Глинка впервые применил те музыкальные приемы, которые потом широко использовали следующие за ним поколения русских композиторов. Изображение звучания гуслей комбинированием фортепиано и арфы пиццикато использовал Римский-Корсаков в «Садко» и «Снегурочке». Целотоновая гамма Черномора как образ зла, чуждого человечности, была использована Даргомыжским, Римским-Корсаковым и Бородиным. А сама идея сказочной оперы стала отправной точкой для создания целого ряда великолепных оперных произведений на русской сцене, в первую очередь – опер Николая Римского-Корсакова.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку