В ответ на призыв Джо Байдена к своему правительству «Покупай американское» Европа готовится издать закон, который обяжет страны ЕС покупать европейские товары и услуги.
«Покупай Американское» Байдена — это ничто иное, как лозунг Трампа: «Сделаем Америку Опять Великой» (MAGA), то есть, продолжение большого тренда в движении от глобализации к локализации.
От глобализации к локализации
Разворот в умах начался ещё около 2007 года, когда пришло осознание, что архитекторы глобализации несколько просчитались в том, как она будет работать.
Предполагалось, что вывод производства в развивающиеся страны даст там рабочие места, рост зарплат и благосостояния с потреблением. В странах же развитого капитализма потребители смогут повысить свой уровень жизни, так как будут покупать более дешёвые товары из бедных стран. В итоге вроде бы все должны были выиграть…
В развивающихся странах так и случилось, особенно в Китае, где с 1990-х ВВП на душу населения вырос в 4 раза. Другие страны этой группы несколько отстали, но также добились значительного прогресса в росте уровня жизни.
В Индии он удвоился. В Восточной и Центральной Европе ежегодный рост ВВП на одного жителя составлял 3.6% в 1998-2007 годах против 0.3% в предшествующем десятилетии. На Ближнем Востоке эти показатели были, соответственно, 2.7% против 1.5%. В России это был перелом: +6.2% против -6.3% (кстати, с 2008 по 2019 российский средний темп роста составил +1.2% (читай: стагнация)).
Выигрыш в развивающихся странах получил не только пролетариат, но и инвесторы, вложившиеся в акции и облигации.
А вот в мире развитого капитализма все сложилось иначе. В крупных промышленных странах выгоды получили лишь владельцы капитала – и то за счёт рабочей силы. Доходность капитала показала максимумы, а зарплаты – рекордные минимумы. Если раньше такой дисбаланс регулировался профсоюзным движением, то в эпоху глобализации рабочие утратили переговорную силу.
Если в Европе и Японии стагнация реальной зарплаты сопровождлась застоем и снижением производительности, то в США при 3.1% росте производительности в 2001-2005 годах в несельскохозяйственных секторах зарплата росла лишь на 1.4%.
Всё это не могло не найти выхода на политическое поле. «Когда тенденции доходят до крайности, в системах «свободного» рынка маятник экономической власти неизменно качается в другую сторону», – писал в 2007 году Стивен С. Роуче из Джексоновского Института глобальных отношений Йельского университета, бывший председатель правления Morgan Stanley. И уже тогда стало ясно, что поворот к локализации в развитых странах неизбежен.
Поэтому пандемия с её разорванными цепочками поставок стала лишь новым доводом в пользу сформировавшегося тренда, которым пользуются и в Вашингтоне, и в Брюсселе, откуда мы слышим речи о важности развития отечественной промышленности и создания рабочих мест.
Покупай своё
На прошлой неделе в обращении к Конгрессу президент США сказал, что основные технологии должны находиться в США, а план создания новых рабочих мест будет руководствоваться одним принципом: «Покупайте американское».
Аналогичные настроения испытывает и Европа. После десятилетних колебаний ЕС окончательно решил закрепить концепцию «взаимности» в крупных государственных контрактах, чтобы поддержать европейских бизнес-чемпионов. По сути, закон отключит от участия в европейских тендерах на сумму 2 трлн. евро компании из тех стран, где европейский бизнес не имеет доступа к госконтрактам.
Первоначально закон, известный как Международная закупочная инициатива, был задуман как способ реагирования на протекционизм на азиатских рынках, таких как Япония и Южная Корея. Берлин и скандинавские страны изначально сдержанно относились к законопроекту, опасаясь, что протекционизм отнимет у Европы лучшие технологии и лучшие цены. Однако после призыва Байдена «Покупай американское», как говорят источники Politico в Европарламенте и дипломатических кругах, северная блокада рухнула.
««Покупай американское» дал сигнал европейским государствам, а также компаниям ЕС, что нам необходимо укрепить инструменты стратегической автономии, – говорит французский депутат Европарламента Мари-Пьер Ведренн. – Мы должны дать понять нашим партнерам, что мы открыты и хотим оставаться открытыми, но это должно быть взаимно и справедливо. Нам не следует быть стиснутыми между Китаем и США».
Уже 20 мая министры торговли ЕС планируют обсудить текст законопроекта, чтобы потом в июне передать его на рассмотрение Европарламента.