Неделю тому назад президент В. Путин провёл совещание с постоянными членами Совета Безопасности и указал на то, что 18 августа 2019 года американцы провели испытания крылатой ракеты, которая относится к запрещённой категории по Договору о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), который завершает своё действие в 2020 году.
Это произошло две недели спустя после выхода США из Договора. Россия заявила, согласно поручению президента, что готовит «симметричный ответ». Впрочем, американцы и без того обвиняли нашу страну в нарушении условий упомянутого договора.
Хотя речь Путина и завершилась дипломатичной формулой «Россия открыта к равноправному и конструктивному диалогу», на первый взгляд кажется, что ДРСМД как механизм сдерживания смертоносного оружия уже изжил себя. Но так ли это? Неужели политики совсем не способны договориться по таким важным вопросам?
Отнюдь нет. Посол Томас Грэм-младший – бывший высокопоставленный американский дипломат, который неоднократно принимал участие в переговорах по международным соглашениям о контроле над вооружениями и их нераспространении, пару месяцев назад говорил «Э-Вести» о перипетиях вокруг ДРСМД и ходе переговорного процесса. В стратегическом смысле диалог идёт, он будет продолжаться и обе стороны найдут решение, хотя и в условиях уже нового соглашения. Привожу выдержки из нашей беседы.
ЭВ: Господин Грэм, мы хотели бы спросить Вас о российско-американских отношениях. Кажется, что первые признаки улучшения видны. Администрация Трампа делает некоторые шаги в сторону России. Правы ли мы?
Томас Грэм-младший: Да, администрация Трампа сделала некоторые шаги в сторону России. Я думаю, что очевидно, что администрация, как и сам президент, хотела бы стабилизировать отношения с вашей страной, несмотря на давление со стороны Конгресса, который вводит все больше и больше санкций против России. Администрация Трампа же не решается вводить дополнительные санкции в отношении России, и я думаю, что они продолжат эту политику.
Сам президент Трамп очень хотел бы еще раз встретиться с президентом Путиным. Я знаю, что были разговоры о встрече в марте и летом, и был официальный запрос на встречи из Соединенных Штатов. Трамп хотел обсудить некоторые приоритетные вопросы наших отношений.
ЭВ: Соглашение об оружии средней и меньшей дальности будет закончено в 2020 году. Что вы думаете о возможности его продления?
Томас Грэм-младший: Если Вы имеете в виду Договор о ядерных силах средней дальности (РСМД), то, я думаю, он уже мертв для практического применения.
Чтобы начать новое соглашение, мы должны подождать и посмотреть на обе стороны.
Я заинтересован в продлении договора по РСМД. Я не думаю, чтобы американская администрация была бы заинтересована в продолжительном обсуждении того, как этот договор может быть продлен.
Но я знаю, что у россиян есть некоторые опасения, которые они хотят обсудить в рамках процесса продления договора. Я предполагаю, что американская администрация не заинтересована в проведении этих обсуждений в ином виде. С их точки зрения, продление этих пунктов должно быть простым продлением договора, в том виде, как это есть сейчас.