Сегодня мне бы хотелось поговорить не столько о давно ожидаемом назначении правительства Испании, сколько об одной фразе, которая меня поразила в самое сердце. Речь идёт о словах, произнесенных лидером оппозиционной партии Пабло Касадо во время инвестидуры — утверждения правительства в парламенте.
Фраза такова: «Правительство Педро Санчеса — самое антииспанское правительство за всю её историю».
Нас с детства учили, что жена должна знать своего мужа и понимать, когда к нему подойти с лаской; мать должна знать своего сына и когда его погладить по головке; хороший политический лидер должен любить свою страну и уметь сделать ей приятное и доброе.
Интересно, как сейчас формируется менталитет мировых политических лидеров, и испанских, в частности? Посудите сами: настольной книгой всех политических лидеров современности должна быть книга Джироламо Кардано «Как извлечь пользу из несчастий», написанная ещё в раннем Средневековье! И ещё, в образование современных политических лидеров я добавил бы творческое наследие француза, имевшего псевдоним Вольтер, который сказал в конце своей жизни: «Я покидаю этот бренный мир таким же злым и глупым, каким я его застал, когда пришёл».
Я думаю, что при развитии науки хоть и медленно, но тот мир, о котором говорил Вольтер, меняется (хочется верить) в лучшую сторону. Хотя, по большому счёту, богатые становятся богаче, а бедные — беднее. Но это не значит, что нельзя верить в прогресс, основанный на традиционных ценностях, который приводит (уже тем, что он его расшатывает) к акротизму (от греческого «а»- отрицание, «кратос» — государство). Государство как полезно, так и вредно, как и всё в этом мире, когда теряется чувство меры и чувство такта.
Господин Касадо — образованный человек, он происходит из хорошей семьи, владеет несколькими иностранными языками и, я в этом не сомневаюсь, вполне достойный лидер своей партии. Но вот чего ему явно не хватает, так это чувства меры и чувства такта. И, я бы ещё добавил, хорошего знания современной истории, да и истории как таковой вообще.
Ну, посудите сами. Само по себе высказывание звучит куртуазно — оно наверняка рассчитано на то, что все доморощенные СМИ перепечатают эту фразу. Она претендует на сенсационность — то, что борзописцы называют «не в бровь, а в глаз». Я же хочу развеять как состоятельность тезиса, содержащегося в высказывании, так и форму подачи этой сомнительной идеи.
Во-первых, правительство Педро Санчеса — первое в истории, которое ставит перед собой задачу всеобъемлющего и короткого в историческом плане решения вопросов, которые не могли решить правые более двух десятилетий, загоняя проблему «под кожу». Я имею в виду разрешение каталонского кризиса и длительное игнорирование социально-экономических вопросов.
Во-вторых, как понять высказывание о том, что правительство анти-испанское? А что, господин Косадо, каталонцы и баски больше не испанцы? Вы что, в одностороннем порядке пытаетесь отменить Конституцию 1978 года? Вы что, замахиваетесь на монархию в регионах — результат исторического опыта Испании беспрецедентного масштаба? Ну и, наконец, анти-испанское правительство — это правительство Педро Санчеса, представляющее 80% населения страны?
Теперь об историзме этого высказывания. Интересно было бы побеседовать с Касадо, но не знаю, как это сделать при моей занятости. Хотелось бы задать ему один лишь только вопрос, глядя в глаза: «А было ли правительство генерала Франко испанским (а это правительство было в Испании и является немалой, сорокалетней частью испанской истории)?».
Генерал Франко — отъявленный мерзавец и негодяй, кровавый палач, избежавший суда в Нюренберге, который был бы чересчур слабым осуждением для человека, позволившего себе так унизить, подавить и провести геноцид по отношению к своему гражданскому населению, который можно было бы сравнить только с Гитлером, Пол Потом, Нероном и Калигулой, вместе взятыми.
Напомню, что уже по окончанию Гражданской войны (с 1939 по 1941 год) без суда и следствия были физически устранены более четверти миллиона человек, без учёта их национальности, гражданского состояния и сословного представительства. Казни, политические преследования, репрессии, то, что немцы называют «лишением работы по политическим мотивам»… Замечу, лишь меньшая часть была представителями Республиканской армии — в основном это было гражданское население. И всё это делал политический деятель, который правил в одной из самых цивилизованных стран почти полвека!
Как вы понимаете, у этого «деятеля» очень большой «послужной список». Все 40 лет, что он находился у власти, его политика не была иной, кроме как анти-испанской, потому что целью его правления было подавление того, что он называл «Анти-Испанией». Отсюда и рост международного возмущения его правлением. Пока он был жив, страну не принимали в Евросоюз, из неё ежегодно уезжало до полумиллиона человек (в основном в страны ЕС и Латинскую Америку).
Так почему такая амнезия у господина Косадо? Не потому ли, что три четвёртых членов его партии — это так называемые «ностальгики».