Назад к Баху и Куперену: композиторы в начале ХХ века активно интересовались прошлым

Назад к Баху и Куперену: композиторы в начале ХХ века активно интересовались прошлым

31 января 1943 года Венский филармонический оркестр впервые исполнил оригинальное произведение Рихарда Штрауса — Дивертисмент  из клавирных пьес Франсуа Куперена. Обращение к музыке прошлого стало одним из символов первой половины ХХ века.

Дивертисмент Рихарда Штрауса в исполнении Токийского симфонического оркестра

Рихард Штраус обратил внимание на пьесы французского композитора и клавесиниста рубежа XVII-XVIII веков еще в 1920-е годы. Первоначально сюита из танцевальных пьес Куперена, переложенная современным композитором для камерного оркестра, составила музыку для хореографической постановки. «Былые торжества: танцевальные видения двух столетий» были представлены в Мюнхене только в мае 1941 года. Год спустя Штраус опубликовал произведение, добавив к нему еще несколько пьес. В еще более переработанном варианте и под названием «Дивертисмент», ор. 86 произведение прозвучало в концерте Венского филармонического оркестра.

Франсуа Куперен (1668-1773)
Франсуа Куперен (1668-1773)

Основой этого произведения стало собрание клавесинных пьес Франсуа Куперена из 25 ордре – своеобразных последовательностей из нескольких пьес. Четыре тома пьес были опубликованы в 1713-1730 годах. Штраус при создании сюиты не придерживался порядка, предложенного Купереном, а очень смело перетасовал пьесы, выбрав их из разных последовательностей и соединив между собой.

Интерес Рихарда Штрауса к музыке прошлого нельзя назвать уникальным. Скорее, наоборот – в начале ХХ века музыканты стали массово оглядываться на богатейшее музыкальное наследие прошлых эпох и активно возвращать его к жизни. Старинная музыка стала регулярно звучать на концертах, приоткрывая слушателям нового века тайны ушедших времен.

В 1910 году Густав Малер составил «Сюиту из оркестровых произведений И.С. Баха». Малер выступил при этом не только как аранжировщик музыки Баха, переложив ее для современного оркестра. Малер стал настоящим исследователем творчества Баха и был предельно возмущен отношением современных музыкантов к искусству цифрованного баса:

Вместо подлинного Баха нам дают жалкий скелет. Аккорды, создающие чудесное богатство и полноту плоти, исполнители просто выбрасывают, как будто Бах писал цифрованный бас без всякого смысла и цели!

Густав Малер. Письма. Воспоминания.

Чтобы исправить несправедливость, Малеру пришлось самому сесть за клавесин и воскресить старинную традицию управления оркестром из-за инструмента.

Сюита Густава Малера из произведений И.С. Баха в исполнении оркестра Пермского театра оперы и балета

К старинной музыке обращался и Отторино Респиги. В первой трети ХХ века он создает сразу три сюиты «Старинные танцы и арии для лютни» для оркестра, выбрав источником вдохновения танцевальные темы из лютневой и гитарной музыки XVI века.

Неоклассицизм как обращение к художественным и эстетическим воззрениям старинных эпох пышным цветом расцвел в музыке ХХ века. Приведенные выше музыкальные примеры не совсем укладываются в его рамки. Неоклассицизм по заветам Игоря Стравинского, выдвинувшего лозунг «Назад к Баху», связывал достижения и принципов старинной музыки с новейшими средствами музыкального языка.

Штраус, как Малер и Респиги, работали с материалом прошлого по-другому: бережно сохраняли конструкции старинной музыки, доверяя ее исполнение современному составу музыкантов. Их следует считать аранжировщиками и, в какой-то мере, пропагандистами старинной музыки.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку