Не звуком единым: в России появится профессия «композитор»

Не звуком единым: в российском правовом поле появится профессия «композитор»

Первый в истории музыкального искусства проект профессионального стандарта композиторов подготовлен Министерством культуры РФ с участием профессионального сообщества и направлен на утверждение в Министерство труда и социальной защиты населения РФ.

Профессия «Композитор» будет включена Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОКВЭД-2. Это позволит урегулировать множественные проблемы современных композиторов, связанные с предоставлением мер государственной поддержки и реализации социальных гарантий.

Система оплаты труда композитора как автора музыкальных произведений сейчас предлагает два варианта заработка. Первый – это получение гонорара за готовое произведение, в ходе заключения договора автор чаще всего передает другой стороне права на исполнение и использование материалов своего творения. Но первоначально композитору надо найти заинтересованную в его творчестве организацию. Второй вариант предлагает получение авторских взносов за исполнение музыки. В России сбором авторских вознаграждений занимается негосударственная некоммерческая организация «Российское авторское общество» («РАО»).За свои услуги РАО взимает с композиторов сбор в размере от 30 до 40% от суммы авторских отчислений.

Система грантовой поддержки композиторов в России развита слабо. Для примера в Европе с этой целью существует множество государственных и муниципальных фондов, которые предоставляют средства для оплаты заказов композиторам по заявкам от музыкальных коллективов, организаций или фестивалей.

Эльмир Низамов, композитор
Эльмир Низамов, композитор

Вопрос о правовом определении статуса композитора поднял композитор из Казани Эльмир Низамов на встрече Владимира Путина с лауреатами премии президента РФ для молодых деятелей культуры в 2020 году. Низамов – известный и востребованный в России и за рубежом композитор, резидент Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан, пишет музыку для музыкальных театров, кино. Но основное место работы – Казанская консерватория им. Жиганова, где он с 2021 года занимает должность заведующего кафедрой композиции.

В России подобный опыт единичен. Это редкие композиторские конкурсы с финансовыми призами, проект «Русская музыка 2.0» Фонда Аксенова и другие штучные акции. В результате этого российские композиторы чаще всего лишены комплексной поддержки своего труда и вынуждены зарабатывать на жизнь смежными профессиями – преподаванием, игрой на музыкальных инструментах в оркестрах или ансамблях, административной работой.

На этом фоне нельзя не вспомнить классиков русской музыки: офицера и служащего государственных управлений Модеста Мусоргского, морского офицера, преподавателя Санкт-Петербургской консерватории, инспектора Морского ведомства и директора Бесплатной музыкальной школы Николая Римского-Корсакова, преподавателя Московской консерватории Петра Чайковского.  Последнему повезло обрести финансовую поддержку от Надежды фон Мекк, которая позволила оставить преподавательскую работу и полностью сосредоточиться на творчестве.

Пётр Ильич Чайковский
Пётр Ильич Чайковский

По теме публикации нельзя не подискутировать о свободе творчества и границах, которые возникают при работе под заказ. Об этом занимательно пишет Чайковский в письме к Давыдову: «Продолжаю печь мои музыкальные блины! Сегодня печется десятый. Замечательно, что чем дальше, тем легче и охотнее я занимаюсь этим делом. Сначала шло туго, и первые две-три вещи суть продукт напря­жения и воли, а теперь я не успеваю справиться с мыслями, которые одна за другой во всякие минуты дня мне являются. Так что если бы и я, и мой издатель могли: я — прожить безвыездно в деревне, а он — всю эту массу нот издать и гонорар уплатить, то <…> я в один год мог бы нажить 36 тысяч с половиной!!! Недурно бы». Под «музыкальными блинами» прячутся Пьесы для фортепиано, ор. 72 и Романсы на стихи Ратгауза, ор. 73. Их композитор писал с целью заработка от публикации накануне скоропостижной кончины. Сильно поправить материальное положение это не смогло – Чайковский умер в долгах.

В целом, профессия композитора в период XIX-ХХ веков всегда следовала как одна из составляющих деятельности выдающихся музыкантов. Многие композиторы не довольствовались доходами от сочинительства, издания и исполнения своих музыкальных произведений, а зарабатывали на жизнь исполнительством, дирижированием, публицистической деятельностью, а также получали финансовую поддержку от состоятельных аристократов.

Поступить на работу именно в качестве композитора творцы музыки могли в эпоху барокко и классицизма. Но и профессия придворного музыканта и капельмейстера предполагала существенно больший круг обязанностей, чем только сочинение музыки. Так, служивший князям Эстергази Гайдн был не только обязан регулярно поставлять ко двору свежие произведения, но и управлял оркестром и участвовал в камерном музицировании с князем.

Йозеф Гайдн
Йозеф Гайдн

Занятость в качестве придворного композитора и капельмейстера не была для Гайдна безмятежной. В статье «Капельмейстер VS работодатель» мы рассказывали о хитростях и уловках, на которые композитору приходилось идти для урегулирования трудовых споров с работодателем-князем.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку