Новая Греция — страна, появившаяся на карте Европы после очередной русско-турецкой войны, ведёт свой отсчёт от 1821 года, когда участники декабристского движения братья Ипсиланти (греки по крови, русские офицеры по роду деятельности) зажгли в греческом населении надежду на освобождение от невыносимого османского ига. «Восстань, о Греция, восстань!», — призывал их сторонник Александр Пушкин. Смотреть на то, что братья по Вере живут в аду, не было никакой возможности. Освобождение греков было делом чести для русских, и одним из пунктов (целей) программы декабристского движения.
Века мусульманского владычества, в продолжение которых православные христиане платили десятину кровью (отдавали в полное рабство каждого десятого подростка), их униженное положение и чудовищная жестокость завоевателей привели к тому, что освобождённое население не хотело видеть на своей территории какого-либо упоминания о прежних ужасах и кошмарах. Мечети исчезли как страшный сон. Долгие годы любые «либеральные» проекты по их восстановлению встречали отповедь, и греки, возглавляемые своими церковными иерархами, выходили на улицы, чтобы противостоять международному давлению.
Но сейчас, в эпоху пандемии, подавить сопротивление стало проще, ведь правительство запретило массовые демонстрации исключительно ради здоровья граждан. Планы по открытию мечети, которые власти оглашали давно под напором международного политического истеблишмента, и оттягивались во времени благодаря противодействию населения, но теперь реализованы.
В столице православной Греции — Афинах, появилась мечеть, где могут отправлять культ мигранты из мусульманских стран. Их насчитывается по всей стране 500-650 тысяч человек (по разным оценкам).
Район Афин Вотаникос был местом военно-морской базы, и ещё в 2016 году греческий парламент объявил, что он будет выбран для строительства мечети. В 2019 году правительство страны подтвердило свои международные обязательства и объявило, что мечеть всё же будет построена. Негоже, мол, мусульманам молиться в подвалах и пустующих складах. «Право на свободу вероисповедания не зависит от того, как человек оказался в нашей стране. Это как право на образование и здравоохранение», — заявил летом 2019 года тогдашний министр образования и религий .
Не подумайте, что мусульманские гости Греции были рады этому. Отнюдь нет, по крайней мере, далеко не все.
Дело в том, что хотя мечеть будет в рабочем состоянии, но она не сравняется по добротности ни с одним из православных храмов православной страны (православие здесь закреплено в Конституции, в отличие от России). Она даже не будет иметь минарета. Президент мусульманской Ассоциации Греции Наим Эльгандхур назвал подарок греческого правительства «жемчужиной для свиней». Заведение рассчитано на 300 посадочных мест, и имеет подчёркнуто скромный внешний вид. В связи с ограничениями пандемии, посетить её единовременно могут не более 10 верующих.
«Мои дети ходят в школу, в университет, живут в Греции наравне с греческими детьми. Но когда они идут молиться, один идет в церковь, а другой — в подземный гараж. Это наглядно показывает молодому мусульманину, что он не является полноценным гражданином этой страны», — цитирует Эльгадура Financial Times.
Подобное негодование не осталось неуслышанным идейным наследником Османской империи турецким президентом Реджепом Тайипом Эродганом, который предложил грекам оплатить строительство мечети ещё в 2013 году и продолжает настаивать на этом. Но Эродган пошёл дальше, чем просто создать «приличный» храм — он предложил профинансировать реставрацию мечети Фетхие в Афинах, закрытой повстанцами в 1821 году, чтобы таким образом восстановить историческое наследие османского владычества в Греции. То самое, о котором население и слышать не хочет, до сих пор ощущая на себе кровоточащие раны предков.
Предложение Эрдогана не было принято — это было бы слишком по отношению к грекам. Но всё же единственная европейская страна, не имеющая мечетей, сдалась. Теперь и здесь есть какая ни какая, но мечеть. Лиха беда начало.
Грекам не очень повезло после освобождения от османского ига — им, носителям генов своих великих предков, так и не дали стать по-настоящему независимой страной, закабалив её непосильными долгами. Но сегодня, спустя 200 лет, проект освобождённой православной Греции сдал ещё одну важную составляющую, ради которой он затевался. Грекам снова придется потесниться и создать особые условия для мусульман, число которых непрерывно растёт с 2015 года.
Это глобализм, натиск которого неумолимо движется на все страны мира. От него страдают многие, в том числе мусульмане, которые тоже в подавляющем большинстве предпочли бы жить вольготно и по собственным правилам в своих странах, в мире и согласии. Разве не создаются сегодня искусственно условия для того чтобы массы обездоленных людей покидали свои дома и уходили из стран, где находятся могилы их предков, защищавших свои страны и создававших их богатства?