Существует мнение, что на жизнь Испании влияют два фактора: большое количество теневых кабинетов различных организаций и сумма экономических обстоятельств, как внешнего, так и внутреннего свойства. Редакция «Э-Вести» открывает рубрику о влиятельных общественных организациях в Испании, действующих в форме закрытых клубов и объединений, о которых в стране знают все, но при этом не представляют цели, задачи и характер этих организаций.
Вести речь о партиях, профсоюзах, крупных религиозных, этнических и культурных объединениях — вещь неблагодарная: сколько людей, столько и мнений. А вот что касается организаций сословного или академического характера — это было бы очень интересно, поскольку о них и в Испании-то мало кто знает.
В Испании более 11 тысяч закрытых сословных и сословно-научных обществ, которые на фоне весьма распространённого в Испании ассоцианизма — феномена, столь присущего стране в наше время — эти организации представляют собой мощную силу, безусловно влияющую на формирование того или иного принципиального решения.
Сегодня речь пойдёт, возможно, о главной организации в этом списке (она, пожалуй, его и возглавляет) — это Ассоциация испанских дворян, которая в Испании носит название «Ассамблея испанских идальго». Автор этих строк имеет непосредственное отношение к этой организации, так как он был принят в неё по рекомендации духовника короля Испании падре Бартоломе Висенсфиоля в 1994 году.
В условиях сегодняшней Испании — монархии, где король — первый дворянин — эта организация играет особо важную роль. Замечу, что Российское Дворянское Собрание (РДС) — мощная сила, но не играющая значительной роли в повседневной жизни в силу целого ряда причин, но первая — то, что Президент России не является монархом и не представляет какую-либо династию. В Испании наоборот.
Испанская ассоциация дворян — мощная, влиятельная консервативная организация, в которую входят все потомственные дворяне, проживающие не только в Испании, но и за её пределами. По разным оценкам, активных членов этой организации 3-5 тысяч. В то время, как в родовых книгах, находящихся в архиве этой уважаемой организации, насчитывается до полутора миллионов членов.
Организацию возглавляет Исполнительный совет, в которых входят 9-16 членов. Она призвана пропагандировать историю, культуру, вклад в общественную жизнь представителей всех без исключения родов Испании.
Замечу не без удовольствия, что в состав организации не входят представители тех родов, которые получили дворянские звания от диктатора Франко. Но в неё входят все дворянские роды, независимо от того, имеют ли они дворянские титулы (виконт, маркиз, граф, герцог или кабальеро-рыцарь).
В течение года Ассоциация проводит большое количество мероприятий, в основном культурного и исторического характера. Политические вопросы не ставятся в повестку дня, однако регулярно делаются исторические доклады, посвящённые тем или иным историческим событиям, в которых испанские дворяне сыграли значительную роль.
В дни юбилейных торжеств, посвящённых герцогу Альба, делались, например, очень глубокие и всесторонние доклады, раскрывающие масштаб личности этой исторической фигуры. И что очень важно, в очередной раз в пух и прах разбивающие чёрную легенду об одном из выдающихся деятелей Европы.
Серия докладов была посвящена участию дворян в становлении демократии в 1975-1981 годы. Один из ярких докладов был посвящён герцогу Кадиса — Адольфо Суаресу, человеку, которому современная европейская история обязана одному из самых удивительных бескровных манёвров современной политической истории: транзиту от франкистской диктатуры к парламентской демократии.
Опыт участия испанского дворянского объединения в современной испанской общественной жизни — это опыт организации традиционалистов, направленный на укрепление фундаментальных человеческих ценностей и основ современной демократии, питающейся истоками тех демократий, которые были ещё заложены в эпоху «эрмандадес» (когда городскими демократиями управляли выбранные народом наиболее заметные фигуры из числа дворян — так было повсеместно, во всех крупных городах Средневековой Испании, включая Кастилию, Арагон и северные территории — Страну Басков, Астурию и Наварру).
Не будем забывать, что от 10 до 15% современных испанцев по-прежнему живут по законам предков на основе так называемых «фуэрос» (семейных законов, отдельные из которых были сформулированы ещё в эпоху Каролингов).
В заключение хочется вспомнить слова Пушкина: «Скажи мне кудесник, любимец богов, что станется в жизни со мною…». Если испанцы хотят знать, что с ними будет завтра, через пять или сто лет, они должны обратиться в Ассоциацию испанских идальго, которая стоит на защите испанского традиционализма и является оплотом современной испанской демократии.