«Не плюй в колодец, из которого собираешься напиться», — эту фразу можно применить к американо-венесуэльским отношениям. Политика Вашингтона в отношении Николаса Мадуро провалилась не частично, а полностью. Попытка изолировать народное правительство, избранное на платформе поддержки со стороны 80% населения, не увенчалась успехом.
Ставка США на развязывание внутриполитического конфликта в Венесуэле, в результате которого должен был победить «легитимный президент» Хуан Гуайдо, завершилась очередным промахом американских сценаристов. Если подводить итог предыдущей легислатуры Дональда Трампа в отношении Каракаса, то скорее можно сказать, что сценарий Венесуэлы в отношении Вашингтона состоялся, а не наоборот.
Посудите сами, поставки венесуэльской нефти на американский рынок увеличились, разведка и добыча углеводородов в латиноамериканской стране в объёме и масштабе превзошли изначальные в три раза (за тот же период), создана потрясающая зона экономического инновационного развития в тихом бесконфликтном и богатейшем по природным ресурсам (не только по углеводородам, но и другим минеральным ресурсам), прилегающая к государству Гайана, где правительство Мадуро планирует создать нечто наподобие Кремниевой долины в Калифорнии (США). Эта зона станет реперным звеном в разворачивании всей инновационности современной венесуэльской экономики.
Продолжаются усилия и на «финансовом фронте». Венесуэльская криптовалюта «идёт в народ» — появляются всё новые и новые результаты. «Венесуэльский биткоин» становится твёрдой единицей расчёта на рынке не только потребительских товаров, но и входит полноценной единицей на главный рынок страны — рынок углеводородов.
Что касается внутриполитической обстановки в стране, то здесь наметились «нотки» не то чтобы примирения, но взаимопонимания. С одной стороны, сторонники Хуана Гуайдо поняли, что силовые методы не пройдут, а все хитросплетения по части различных выборных и заговорческих технологий, тут же раскрываемые прессой, «идут в народ».
Кроме того, надо отдать должное тому, что один из немногих успехов России на внешнеполитической авансцене в Латинской Америке — это Венесуэла. В чём состоит место и роль России, если в сухом остатке? Наша страна, славящаяся за последние 30 лет тем, что она «сдала» всех, кого только можно, в Венесуэле «держит фронт». Причём в ряде случаев, как говорят военные, она его даже «выпрямляет».
Россия не сдала Венесуэлу, что не типично для неё (если проследить внешнюю политику России за последние 30 лет), более того, появились первые признаки того, что она её не сдаст и впредь. Россия на венесуэльском трэке ни с кем не собирается играть ни в какие игры и заняла однозначную, непоколебимую и принципиальную позицию: «Своих не сдадим». Ну что же, хотя бы так.
Россия — страна, продемонстрировавшая миру, как можно сдавать своих союзников не то, что за «чечевичную похлёбку», а даже не за «понюшку табака», а просто так — пример, который не заразил никого, даже ближайших союзников бывшей Великой Державы №1. Поэтому, несмотря на нечеловеческие усилия ведомства господина Лаврова, международный престиж России как сверхдержавы по части дипломатии пока далёк от сколько-нибудь заметного достижения.
Однако если Россия, на дай Бог, совершит необратимые поступки на венесуэльском треке, она себя «похоронит» навсегда как международный субъект . Огромное количество ракет разной дальности, напоминающее сосновый лес в тундре, не поможет сохранить престиж страны. Она превратится из субъекта окончательно в объект международных отношений. Нечто подобное Китаю в эпоху «революции боксёров».
Россия — некогда Великая Держава (в данном случае, я не обсуждаю внутриполитическую обстановку, но имею в виду место и роль в международных делах), имеет в лице Венесуэлы «last resort» — последний оплот, по критерию которого она всё ещё может считаться мировой державой.
Вместе с тем, вызывает восторг и восхищение непревзойдённое чувство юмора Коли (Николаса Мадуро), сказавшего приблизительно так: «За достоверность слов не ручаюсь, но в США происходит гражданская война, так как там случилась поистине революция».
Так и хочется крикнуть: «За что боролись, на то и напоролись!». Ждали революционных событий, направленных против правительства Николаса Мадуро, чтобы затем развязать гражданскую войну и погубить единственную в Латинской Америке нефтяную сверхдержаву непроамериканского толка, а получили в результате то, что не ожидали сами: взрыв американской демократии изнутри, который закончился (решение уже принято нижней палатой Конгресса США) возможным импичментом Дональда Трампа — президента США.