«Никому не нужный», «идейно порочный»: Шостакович о Восьмом квартете

«Никому не нужный», «идейно порочный»: Шостакович о Восьмом квартете

Созданное за три дня и единственное написанное за рубежом сочинение он посвятил «памяти автора этого квартета», положив на музыку свои инициалы.

Восьмой струнный квартет Дмитрия Шостаковича исполняет Квартет Давида Ойстраха

Восьмой струнный квартет пришёл к Шостаковичу во время его поездки в Дрезден в 1960 году. В столицу ГДР композитора направили для завершения музыки к кинофильму «Пять дней, пять ночей» о спасении солдатами Красной армии фондов Дрезденской картинной галереи. Прибыв в Дрезден через 15 лет после окончания войны, композитор вновь лицом к лицу столкнулся с ней: мертвые развалины храмов и домов, рассказы жителей о бомбардировках города потрясли Шостаковича. Увиденное и услышанное за 3 дня вылилось в одно из глубочайших произведений композитора – Струнный квартет №8, ор. 110. Шостакович написал его всего за 3 дня в период с 12 по 14 июля 1960 года.

В этом произведении явственно видны два плана. Первый из них – официальный – скрывается за посвящением «Памяти жертв фашизма и войны». Первая часть квартета Largo рисует руины европейского города, во второй части Allegro molto слышится зловещий танец смерти и еврейские мотивы, в скерцо возникает призрачный вальс.

Второй план квартета – глубоко личный. Его существование раскрывается в письме Шостаковича к своему близкому другу литературоведу, театроведу, либреттисту Исааку Гликману:

Я вернулся из поездки в Дрезден. <…> Как я ни пытался выполнить вчерне задания по кинофильму, пока не смог. А вместо этого написал никому не нужный и идейно порочный квартет. Я размышлял о том, что если я когда-нибудь помру, то вряд ли кто напишет произведение, посвященное моей памяти. Поэтому я сам решил написать таковое. Можно было бы на обложке так и написать: «Посвящается памяти автора этого квартета».

Дмитрий Шостакович, 1960

Незримое присутствие в этой музыке самого Шостаковича не обсуждается. Через все пять частей квартета композитор ведет собственный музыкальный образ – нотную монограмму своего имени в мотиве DSCH.

Монограмма DSCH создана композитором из первых букв немецкого варианта его имени - D. Schostakowitsch – на основе буквенного обозначения нот. Стала одной из символичных тем-монограмм в музыке, уступая пальму первенства только монограмме имени И.С. Баха (BACH).
Монограмма DSCH создана композитором из первых букв немецкого варианта его имени — D. Schostakowitsch – на основе буквенного обозначения нот. Стала одной из символичных тем-монограмм в музыке, уступая пальму первенства только монограмме имени И.С. Баха (BACH).

Судьбы Дрездена, его жителей и миллионов людей, испытавших ужасы войны, оказываются невероятно близки Шостаковичу. Они вызывают в нем целый ряд трудных личных воспоминаний. Все они запечатлены в музыке квартета. Это темы из Первой симфонии, мелодия революционной песни «Замучен тяжелой неволей», отголоски Пятой симфонии страшного 1937 года, тема любви из запрещенной лично Сталиным оперы «Леди Макбет Мценского уезда», темы из автобиографичной Десятой симфонии. В квартете также есть намеки на траурный марш из «Гибели богов» Вагнера и темы Шестой симфонии Чайковского.

Целая вереница глубоко трагических тем проходит через квартет, раскрывая посвященным его подлинный смысл и личную трагедию автора. Великий художник с трудной судьбой предстает в этом квартете, полностью обнажив свою душу, искалеченную бесконечным принуждением, страхом и необходимостью жить с постоянной оглядкой на страшный ХХ век.

Восьмой струнный квартет – моя музыкальная автобиография, хроника моей несчастной руинированной жизни.

Шостакович в письме к дочери

Дмитрий Шостакович
Дмитрий Шостакович

25 сентября – день рождения одного из самых честных голосов ушедшего века. Дмитрий Шостакович родился в Российской империи в 1906 году, стал свидетелем Революции 1917 года, репрессий, Второй мировой войны, крушения культа личности и оттепели.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку