В июле 1962 года Алжир провозгласил свою формальную независимость от Франции. На 58 годовщину знаменательного события французский президент Эммануэль Макрон сделал бывшей колонии подарок — возвратил 24 трофея.
Эти трофеи — это останки 24 алжирцев-лидеров восстания против французских завоевателей, которые представители метрополии вывезли к себе в назидание потомкам. 8-летняя война была утомительной для Франции.
В сопроводительной речи Эммануэль Макрон сказал алжирцам много слов, ласкающих слух, вплоть до того, что обозначил колонизацию как «преступление против человечества». Но Алжирскому истеблишменту показалось, что этого слишком мало в условиях изменившегося мира.
После того, как алжирские военачальники, убитые колонизаторами в 1849 году, были с почестями перезахоронены во дворце Муфди-Закари, президент Алжира Абдельмаджид Теббун потребовал продолжения извинений.
«Пора сделать следующий шаг, — цитирует его France 24, — Полу-извинения мы уже получили, и ждём, что будет дальше».
Если это будет сделано (а наши читатели понимают, что речь идёт о денежном возмещении страданий), то у двух стран откроется возможность углубления сотрудничества в экономике и культуре, а также между ними установится «атмосфера добрососедства».
«Добрососедство», на которое намекает г-н Теббун, важно не только в международных, но и во внутри французских отношениях. Спокойствие Франции во многом определяется поведением 6 миллионов алжирцев — мигрантов, нашедших во Франции политическое убежище, или приехавших в страну за длинным рублем.
Полу-извинения — это признание только одного эпизода из многих неправедных поступков метрополии, которые могли произойти за 132-летний колониальный период.
И речь здесь идёт о сотнях других убитых, которые открывают путь к реституции, и о возмещении морального вреда за ядерные испытания, проводимые Францией в начале 1960-х годов в Сахаре.
И вот тут вспоминается недавнее заявление российского президента о том, что России необходимы мигранты из бывших стран СНГ, без них якобы российская экономика не поднимется. Это, по мысли президента, люди близкой к нам культуры (они жили с нами долгие годы в рамках одного государства, это соотечественники, владеющие нашим языком).
А теперь представьте себе, какую опору главы этих ныне независимых, а ранее зачастую завоёванных государств будут иметь в лице миллионов новых россиян?
И вот тогда к России будут выставлены те же требования, которые предъявляются к Франции, Бельгии и другим европейским странам, также делавших ставку на «соотечественников».
Как показывает французский опыт, если уж так нужны мигранты, то привлекать их из бывших колоний не стоит. В исках не учитываются ни расходы из госбюджета на образование и здравоохранение приезжих, ни строительство инфраструктуры в колониях, ни что-либо ещё. Просто потомкам придется платить за спокойное поведение бывших мигрантов, ставших реальной силой в принявшей их стране.