О роли короля Испании на международной арене

Вчера состоялась встреча короля Испании Филиппа VI с президентом Израиля Р. Ривлиным. Визит главы испанской монархии проходит на фоне Всемирного форума, посвящённого теме Холокоста.

Интерес к этой встрече между испанским монархом и главой Израильского государства предельно высок. И не только потому, что это новое крещение министра иностранных дел Аранчи Гонсалес Лайи, но и потому, что центральной темой встречи, прошедшей в присутствии журналистов (это не случайно), была Палестина.

Из уст главы израильской стороны прозвучало, что «Израиль — это единственная земля для евреев». Р. Ривлин просил у короля Испании поддержки и посредничества в большом масштабном диалоге с Палестиной. Глава Испанской монархии, с присущей ему дипломатичностью и способностью вести сложные переговоры, в присутствии прессы не стал отвечать на многие сложные вопросы об участии Испании в ближневосточном урегулировании.

Так исторически сложилось, что испанская сторона всегда испытывала на себе повышенное внимание участников ближневосточного конфликта. Тому есть два обстоятельства: первое (и самое главное) — на территории Испанского королевства начиная с Раннего Средневековья, с XI века обосновались арабы. Это началось с высадки на Геркулесовых Столбах войск Джебель-ет-Тарика, ознаменовавшей начало Конкисты племенами, получившими обобщённое название арабов, хотя собственно арабов среди них было меньшинство — в основном это были берберы и кочевые племена Североафриканской глубинки.

Затем Испанию стали посещать еврейские и иудаистские общины, и с этого момента во всех крупных городах страны появились «худерии» — замкнутые крепости, как правило, в центре городов, где компактно проживали евреи и иудеи (многие из них не были по национальности евреями, но представителями различных народов Малой Азии и Восточного Средиземноморья вообще).

Второе обстоятельство, по которому Испания исторически играет одну из ключевых ролей в ближневосточном конфликте — это высокое доверие к властям Испании со стороны политических классов участников конфликта в силу того, что страна никогда и ни при каких обстоятельствах не принимала активного участия в прямом военном столкновении ни на стороне Палестины, ни на стороне Израиля.

Здесь бы хотелось добавить, что отец нынешнего короля Филиппа VI — ныне здравствующий «король на покое» Хуан Карлос I Бурбон-и-Бурбон — был первым в истории государства, кто, надев традиционную еврейскую кипу на голову, покаялся в синагоге перед лидерами еврейских общин за прегрешения Испанской монархии перед Народом Израилевым. Это произошло в 1991 году в самой старой синагоге Испании — синагоге Св. Марии Белой.

Интересно то, что роль монарха в урегулировании ближневосточного конфликта проходит в контексте всё нарастающих требований со стороны представителей арабского и исламского мира признать солдат государства Израиль военными преступниками, а в ряде случаев и подвергнуть их правовому преследованию в условиях международных судебных инстанциях, например, в международных судах.

Престиж и авторитет главы Испанского государства в разрешении ближневосточного конфликта чрезвычайно высок. Ко мнению Испании и её главы прислушиваются не только в азиатских странах, но и по всему миру. Хочу обратить внимание, что если в условиях форума глава России В.В. Путин не смог встретиться не с одним главой правительства и государства из-за отсутствия на это протокольного времени, то испанский монарх уделил внимание не только главе Израиля (что было уместно, понятно и объяснимо), но ещё более 40 главам государств и правительств.

Боевое крещение, которое получила опытный дипломат и очаровательная женщина — министр иностранных дел Испании, стало важным элементом этих переговоров.

В заключение хочется сказать: король Испании — это глава исторической династии, которая может (так было неоднократно) стать гарантом тех обязательств, которые брали на себя предки монарха, находившиеся на этом троне.

Автор этих строк знает многих потомков тех евреев и иудеев, которые получили так называемый «контракт с Испанским государством» в Средневековье:  мальчики по этому договору за переход из иудаизма в католическую веру получали высшее образование за счёт государства, девочки — приданое. В силу морально-этических обстоятельств я не могу назвать имена своих друзей и знакомых, которые ещё недавно пользовались соглашением, заключенным с испанским католическим государством в XIV-XV веках.  Несмотря ни на какие коллизии, перипетии политических смен режимов, войн и тому подобного традиционно письменный и нотариально заверенный контракт исполнялся неизменно он всё ещё исполнялся во времена поколения родителей моих знакомых — в 1930-1940-е годы, и это гарантировалось Испанией в лице её короля.

Так что, несмотря на критику Испанской монархии (в стране половина населения настроена прореспубликански) прок от монархии велик для её поданных, и он не только проявляется в международных делах, но и в делах самой Испании и на благо её собственного народа. Как хотелось бы, чтобы этот пример принимался бы всеми и во всех странах с одинаковым искренним чувством.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку