Исторический визит китайского лидера во Францию, Сербию и Венгрию является таковым по двум причинам: во-первых, Си Цзиньпин появляется на европейской арене спустя почти пять лет, во-вторых, после нынешнего визита произойдут значительные изменения в мировой экономике, которые могут считаться историческими.
Визит Си происходит при чрезвычайных обстоятельствах: геополитические вызовы современной эпохи сравнимы только, возможно, с эпохой 1930-1940х годов. Ситуация настолько влияет на геоэкономическую панораму мира, что мы и впрямь можем констатировать смену исторических эпох.
Си Цзиньпин посещает три страны, которые являются ключевыми во внешнеэкономической стратегии Поднебесной в ЕС.
Франция — тот партнёр для Китая (в этом году 60 лет установления дипломатических отношений между двумя странами), который должен играть ключевую роль для Пекина в мировых делах.
При этом, наверное, самые сложные отношения у Китая в ЕС именно с Францией. Она наносит Китаю удары по его болевым точкам. Я имею ввиду серию судебных процессов над «китайским бренди», видимо, в ответ на серию судебных процессов по антидемпинговому законодательству в отношении противоположной стороны.
Франция никак не может понять, в чём загадка быстрого, энергичного и мощного «захода» Китая в мировую экономику. Как новый лидер ЕС (постепенно французы занимают место Германии), Франция должна понять, насколько Китай нужен Евросоюзу как партнёр, на что делается ставка, а где надо выставлять оборону и наступать самим.
Одним словом, надо выстраивать собственную долгосрочную стратегию, понимая, что Китай — лидер мировой экономики как минимум на весь следующий век.
Если самый сложный партнёр в историческом турнэ китайского лидера — Франция, то следующие две страны — Сербия и Венгрия, выбраны как страны, оттеняющие рельеф отношений Китая с Евросоюзом.
Сербия — долгосрочный партнёр Китая в Европе. После стратегического ослабления России, она стала форпостом Китая перед лицом агрессивного Запада. Сербия — тот самый «свой среди чужих», который продолжает оставаться у союзников (Китая и России) на европейском треке.
Почему выбрана Венгрия как союзник и партнёр? Она занимает место Югославии эпохи предыдущего противостояние советского блока с Западом, подобие режима Броз Тито, выстраивавшего свою политику «и нашим, и вашим». На самом деле, не нашим, и не вашим…
Венгеро-китайские отношения — одно из самых загадочных геополитических и геоэкономических энигм современной эпохи. Секрет этих отношений состоит в том, что Китай пытается использовать режим Виктора Орбана для того чтобы заложить мину замедленного действия внутри Евросоюза. Мину не для взрыва, но как вечное напоминание Евросоюзу о том, что он сидит на пороховой бочке, где порох настолько сух, что может взорваться в любой момент.
Визит председателя Си в Европу сегодня представляет собой серию проблем, решение которых он должен продемонстрировать как иллюзионист, который выйдя на арену цирка совершает чудеса на глазах у зрителей.
Так, Си Цзиньпин должен продемонстрировать, что ряд вызовов, которые якобы стоят перед миром и Китаем, будут решены в рамках этого визита наподобие снятия платка с перевернутого цилиндра, стоящего на столике иллюзиониста на арене. Из него сильной рукой за уши вытаскивают маленького зайчонка.
Зайчонком будут:
- Закрепление позиции Китая как лидера перед лицом США — ему предстоит положить на лопатки своего торгово-экономического партнёра — ЕС.
- Закрепление лидерства Китая перед лицом «младших партнёров» внутри ЕС по защите их интересов перед лицом ядра ЕС — Франции и Германии. Именно Китай, по мнению слабых европейцев, является самым действенным и сильным переговорщиком, который доносит пожелание Сербии и Венгрии в штаб-квартиру ЕС.
- Китай является главной стороной в архитектуре сегодняшней мировой экономики, весь ланшафт которой без него просто не существует. Поднебесная — единственный достойный спаринг-партнёр динамично развивающейся экономики, несмотря на снижающиеся темпы роста.
Китайская экономика остается второй экономикой в мире и первой по темпам роста (7-10% в год за последние 10 лет). Европе предстоит переосмыслить расследования в отношении китайских субсидий на электромобили и медицинское оборудование, чтобы «коньячная дипломатия» продвинулась вперёд.
Си Цзиньпин подарил президенту Франции эффектную чучело птицы, книги на французском языке, изданные в Китае, и картину. Макрон предложил редкие издания Виктора Гюго, первый французско-китайский словарь, скульптурную стеклянную вазу из Амбуаза и две бутылки коньяка, Hennessy X.O. и ценный «Людовик XIII» Реми Мартина, как сообщила AP. Последнее, вероятно, возымело своё действие.