«Обнимитесь, миллионы!»: ода Шиллера в трех музыкальных воплощениях

«Обнимитесь, миллионы!»: ода Шиллера в трех музыкальных воплощениях

Гимн всечеловеческой любви и радости Фридриха Шиллера известен миллиардам в музыкальной интерпретации Бетховена, но это далеко не единственное обращение к оде.

Радость! Дивной искрой Божьей
Ты слетаешь к нам с небес!
Мы в восторге беспредельном
Входим в храм твоих чудес!
Ты волшебно вновь связуешь
Всё, что делит мир сует:
Там мы все — друзья и братья,
Где горит твой кроткий свет!

Хор

Обнимитесь, миллионы!
Слейтесь в радости одной!
Там, над звёздною страной, —
Бог, в любви пресуществлённый!

Перевод В. Коломийцова

Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер (1759-1805)
Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер (1759-1805)

Финал Девятой симфонии Бетховена

Первое во всех смыслах, каноническое, вдохновляющее и поражающее масштабами и глубиной воздействия «Freude, schöner Götterfunken, Tochter aus Elysium!» с полным правом можно назвать лучшим воплощением оды Шиллера в музыке.

Идея воплотить в музыке «Оду к радости» Шиллера овладела Бетховеном еще с 1790-х годов, когда он начал учебу у Йозефа Гайдна. Окончательное воплощение в музыке состоялось в 1823 году, когда Бетховен решил ввести оду в качестве финала Девятой симфонии. Премьера симфонии состоялась 7 мая 1824 года в Вене. Бетховен, уже полностью глухой, передал право управлять исполнением другому дирижёру, только подавая ему правильные темпы исполнения музыки. Симфония, и особенно ее финал, вызвали у публики продолжительные восторженные овации.

Главная тема финала – простая и потому настолько запоминающаяся – рождается постепенно у струнных, в числе которых Бетховен со свойственной ему благосклонностью вновь выделяет низкий сочный тембр виолончелей и контрабасов. Получив свое окончательное музыкальное облачение, она переходит в хорал у оркестра. И лишь затем в гимн вселенской радости включаются солисты и хор. Бетховен словно сознательно неспешно смакует главную тему хорала, неспешно погружая в нее слушателя и вовлекая его в торжество гуманизма и объединяющей силы искусства слова и музыки.

Четвертая часть Девятой симфонии Бетховена в исполнении West-Eastern Divan Orchestra, National Youth Choir of Great Britain и солистов под управлением Даниэля Баренбойма. Подлинный шедевр в великолепном исполнении достоин каждой потраченной на вдумчивое слушание минуты.

Кантата «К радости» Чайковского

Дипломная работа Петра Чайковского, написанная при окончании Санкт-Петербургской консерватории в 1865 году, прозвучала единожды на выпускном экзамене и при жизни композитора более не исполнялась. Эта работа не получила высоких оценок экзаменаторов и не была любима самим Чайковским:

Рукопись кантаты в консерватории в Петербурге. Печатать ее я не желаю, ибо это юношеское произведение без будущности.

Чайковский в письме к издателю Юргенсону, 1890

Спустя годы после смерти Чайковского «К радости» из малоизвестного юношеского произведения перешла в статус музыкальной реликвии. Рукопись партитуры кантаты была обнаружена в нотном архиве Ленинградской консерватории в 1936 году, но с утраченным фрагментом. Его в последующие два года восстановили по найденным там же голосам.

Произведение по-прежнему редко звучит на музыкальной эстраде, но интересно с точки зрения раннего стиля Чайковского. Здесь прослеживается его тяготение к лирике, протяженным песенным мелодиям и патетике совсем иного рода, чем у Бетховена.

Кантата «К радости» Чайковского в исполнении Новосибирского симфонического оркестра, Гамбургского хора и солистов под управлением Томаса Зандерлинга.

Кантата «К радости» Пьетро Масканьи

Обращение к оде Шиллера Пьетро Масканьи также относится к раннему творческому периоду музыканта, даже до поступления в Миланскую консерваторию. Будущий гений оперы начинает свой композиторский путь с нескольких кантат, второй из которых в 1882 году была «Cantata Alla Gioia» на текст Фридриха Шиллера.

Судьба этого раннего произведения, вероятно, повторяет судьбу одноименной кантаты Чайковского. В итальянских музыкальных кругах о ней сейчас говорят с точки зрения исследовательского интереса, описывая нюансы партитуры и оценивая ранний стиль Масканьи. Будем надеяться, что и эта кантата обретет свое место в исполнительской практике, так как на данный момент ее записей в открытом доступе нет.

Ода Шиллера «К радости» привлекала композиторов с момента своего создания в 1785 году, и продолжает оставаться привлекательным текстом  до настоящего времени. К оде обращались также Франц Шуберт и Иоганн Штраус-младший, а также еще ряд композиторов с менее известными именами. Конечно, все они скрыты за колоссом монументального воплощения текста Шиллера в финале Девятой симфонии Бетховена.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку