Очарованный Востоком: «Шехеразада» Мориса Равеля

Очарованный Востоком: «Шехеразада» Мориса Равеля

Ставший визитной карточкой «Могучей кучки» интерес к Востоку охватывал не только русских композиторов. Два произведения под заголовком «Шехеразада» мы находим в наследии Мориса Равеля.

Морис Равель на фотографии 1911 года
Морис Равель на фотографии 1911 года

Молодой французский композитор, студент Парижской консерватории Морис Равель в последний год учебы попал в класс композиции композитора и дирижёра, профессора Габриэля Форе. Под влиянием известного музыканта Равель увлекается испанской темой и создает, в частности, свою знаменитую «Павану на смерть инфанты». Интерес к Испании и мавританской культуре – и в целом к Востоку — в те годы буквально витал в воздухе, охватывая музыкантов, поэтов и художников.

Увертюра «Шехеразада» стала первым крупным сочинением молодого автора для симфонического оркестра и отразила его заинтересованность восточной тематикой. Первоначально замысел Равеля был более масштабен: вдохновленный циклом сказок «Тысяча и одна ночь», молодой композитор планировал создать оперу-феерию.

Созданная и впервые представленная на концерте в 1898 году, увертюра «Шехеразада» была встречена музыкальной общественностью очень критично. Молодого автора обвинили в «неуклюжем плагиате русской школы», очевидно намекая на «Шехеразаду» Н.А. Римского-Корсакова – этот шедевр русской музыки был создан десятью годами ранее, в 1888.

Неудачный дебют «Шехеразады» на долгие годы спрятал эту музыку, не лишенную обаяния и проблесков мастерства будущего великого Равеля. При жизни композитора произведение не издавалось. Свет оно увидело только в 1975 году.

«Шехеразада». Увертюра для оркестра (1898)

Но Восток и образ красавицы, рассказывающей сказки в надежде отсрочить свою казнь, не отпускали Равеля. В 1903 году он создаёт цикл песен для голоса с оркестром «Шехеразада» на слова Тристана Клингзора. В цикл вошли три поэмы: «Азия», «Очарованная флейта» и «Равнодушный». Вдохновленный особой мелодикой стихов, Равель в этом опусе проявил себя как чуткий мелодист.

Некоторые идеи мелодекламации молодой композитор, несомненно, подслушал у Мусоргского, чьим творчеством восторгался. Слышатся в музыке цикла отсылки к творчеству и других кучкистов – Римскому-Корсакову и Бородину. Сам Равель видел в этом произведении влияние творчества Клода Дебюсси.

«Шехеразада», близкая по духу музыке Дебюсси, относится к 1903 году. В ней я подчинился обаянию Востока, которое еще в детстве глубоко захватило меня.

Из Автобиографии М. Равеля

«Очарованная флейта» из цикла «Шехеразада» в переложении для фортепиано, флейты и сопрано

Цикл «Шехеразада» был впервые представлен публике в мае 1904 года. Это произведение имело более счастливую судьбу, чем одноименная увертюра. Оно нашло свое место в оркестровом и камерном репертуаре, став одним из ярких воплощений французского ориентализма. Как более зрелое произведение молодого Равеля, цикл «Шехеразада» во многом предвосхитил многие звуковые находки балета «Дафнис и Хлоя», который будет создан через 8 лет и впервые представлен в «Русских сезонах» Сергея Дягилева.

Французская музыка рубежа XIX-XX веков таит множество нитей, крепко связывающих ее с традициями русского музыкального искусства. Интерес к теме Востока, связанные с ней образы и музыкальные средства приходят к композиторам Франции нередко через созданные годами или десятилетиями ранее шедевры русских композиторов. Обращение молодого Равеля к теме Шехеразады – яркое тому подтверждение.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку