Опера и политкорректность: 422 года вместе

Опера и политкорректность: 422 года вместе

6 октября 1600 года во Флоренции прозвучала первая опера. С этого момента жанр всегда был подобен стрелке политического барометра, а сами оперы постоянно перекраивались в угоду сильных мира сего.

Опера с момента своего рождения в начале XVII века и по сей день не может существовать вне политики. Зрелищная театральная постановка, созданная на стыке театра, музыки и литературы во все эпохи была своего рода барометром общественной жизни и привлекала внимание широкого круга людей.

М.-М. Дроллинг. «Орфей и Эвридика», 1820
М.-М. Дроллинг. «Орфей и Эвридика», 1820

Рождение оперы как жанра в 1600 году было приурочено к серьезному политическому событию – бракосочетанию французского короля Генриха IV и племянницы герцога Тосканского Фердинанда I Марии Медичи. Созданная на основе мифа об Орфее «драма на музыке» не могла быть исполнена на торжествах без изменений – запланированное по сюжету расставание возлюбленных Орфея и Эвридики противоречило радости от свадьбы царственных особ. Проблему решили легко: трагичный конец заменили на радостное спасение Эвридики богом любви и воссоединение пары.

Последняя опера Джоаккино Россини «Вильгельм Телль», главным героем которой является исторический персонаж – швейцарский освободитель XIV века, была впервые представлена в Париже в 1829 году. Последовавшие вслед за этим политические волнения 1830-х годов в Европе вынуждали театры изворачиваться под гнетом цензуры – постановка оперы о революционере могла стать причиной серьезных волнений. В итоге Милан увидел творение Россини под названием «Гульельмо Валлаце», Рим как «Родольфо ди Стерлинга», Берлин и Лондон рукоплескали «Адреасу Хоферу», а в Петербурге шедевр Россини представили под маркой «Карл Смелый».

Опера Гаэтано Доницетти «Лукреция Борджиа» могла не выйти на подмостки из-за запрета одной высокопоставленной аристократической семьи. Созданная на основе драмы Виктора Гюго, опера повествовала о судьбе представительницы герцогов Феррарских Лукреции, которая была незаконнорожденной дочерью будущего Папы Римского Александра VI и сестрой Цезаря Борджиа. С юных лет девушка была весомым козырем в руках старших членов семьи, четыре раза была замужем, а собственного сына выдавала за брата.

Либреттист Романи во многом смягчил политические углы драмы Гюго, но цензура все-таки потребовала внести изменения «по политическим соображениям». Премьеру в 1833 году спас тот факт, что спектакль в большей мере преподносил историю с психологической точки зрения, нежели как исторический факт.

Первая опера Михаила Глинки «Иван Сусанин» в период репетиций перед премьерой получила от чиновников пожелание о переименовании. Среди предложенных вариантов числились «Жизнь за царя» и «Смерть за царя». Глинка пытался сопротивляться, но в высшем свете желание композитора в расчет не принимали. В итоге опера была впервые исполнена под названием «Жизнь за царя», так как чиновникам показалось неуместным говорить о смерти рядом с упоминанием о царственной особе.

Досталось опере Глинки и после прихода советской власти. Сюжет пытались приспособить к текущей политической ситуации, переносили действие в советскую Россию, записывая Сусанина в сторонника советской власти. В итоге в советские годы закрепилась версия оперы Сергея Городецкого, поставленная в Большом театре дирижёром Самуилом Самосудом в 1939 году. Из текста были убраны все упоминания о царе, а заключительный хор «Славься» был посвящен уже не царю, а русскому народу.

Заключительный хор «Славься» в первоначальной версии…

…и после политической обработки оперы.

Многие деятели культуры неоднократно высказывались против политических правок опер. Не так давно об этом заявил Риккардо Мути, который заметил, что политкорректность не уместна в отношении классических оперных произведений. В противовес этим голосам в полный рост встает более чем 400-летняя практика, которая идет с оперой рука об руку с самого момента рождения жанра.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку