Продолжается дискуссия по поводу выработки бюджета Евросоюза. Одновременно европейская печать отмечает, что видно всё больше и больше радостных лиц среди идущих навстречу людей, на их лицах — улыбки. Как отмечают европейцы, такого не было ещё 1-2 года тому назад. С чем это связано?
В Испании всё ещё царит неразбериха и неопределённость, не определился социально-экономический вектор развития экономики. Большинство населения — наёмные работники, находятся в состоянии ожидания конкретных шагов правительства.
Что ждёт испанское общество (в его подавляющем большинстве), каких результатов оно ожидает от первых шагов правительства Педро Санчеса? Люди, видимо, радуются светлым надеждам и тому оптимизму, который в него вдохнуло правительство левых и «новых левых».
Послевоенное поколение дало взрыв «Парижской весны» 1968 года. Произошла переоценка ценностей послевоенного периода, ставшая следствием массового разочарования в традиционных партиях, в том числе, и левых. Появились «новые левые». Они несли ценности «детей цветов». Молодые люди, в основном студенты, произвели переворот в сознании людей, в науке и обществе. Сейчас это убелённые сединами мэтры, сидящие в роговых очках с трубкой в зубах и высокопарно вещающие о «вечных ценностях».
Нет, то правительство, которое сейчас сформировано в Испании — это правительство не «новых левых», а «новых новых левых». Оно ставит задачу налить свежее вино в старые меха — демократию наполнить новым содержанием.
Испания — страна с древними традициями демократического движения. В отличие от многих стран Восточной Европы, или стран «Азиатской Европы» (Россия, Украина), где демократия — «латинская зараза» (последней, в частности, приписывают раскол XVII века, перевернувший сознание огромной нации).
В Испании парламентские устройства, основанные на публичной демократии, известны ещё с XII-XIII веков. В ряде регионов Испании демократическое устройство просматривается с начала зарождения национальных коллективных сообществ (например, в Стране Басков, где никакой иной формы, кроме демократической, никогда не было: ни монархии, ни абсолютистских форм устройства, как в соседней Наварре, например). В срединной Испании формы парламентской и демократической структуры просматриваются ещё в Раннем Средневековье.
В последнее время в Испании написано большое количество исторических диссертаций, всплеск которых приходится на начало нулевых, посвящённых темам демократических обустройств сообществ граждан в Раннем Средневековье не только в городских образованиях, но и в сельской местности.
Движение «Эрмандадес» в XIV-XVI веках охватывало не только городские и поселковые образования, но и объединяло в себе сообщества деревень и сельских поселений. Мы знаем, что это движение заложило и закрепило в сознании испанского общества элементы демократического самоуправления.
Здесь не время и не место говорить об истоках испанской демократии — нет такой возможности, да и необходимости тоже. Однако, пользуясь случаем, в преддверии закрытия вопроса о европейском бюджете хочется напомнить, что Испании по этому бюджету «перепадёт» немалый куш.
По 112 программам финансирования главное направление финансовых ресурсов — развитие испанских регионов. Как распорядится новое правительство Испании большими финансовыми возможностями? Я думаю, как всегда, удачно. На этот раз, хочется верить, испанское правительство поступит сообразно своему главному тезису — налить молодое вино в старые проверенные меха испанской демократии.
Что я имею в виду? Наша задача — показать возможности развития испанской демократии в новых старых условиях. Основа демократии — это демос, народ. Народ в Испании — это не только люди, «поднявшиеся» в эпоху генерала Франко, когда им была обеспечена политическая поддержка во всём. Да, действительно, многие не сумели должным образом воспользоваться этой поддержкой. Но многие воспользовались.
От 40% до 60% того, что в Испании называют «старыми деньгами» (old money) — это выходцы из «бункера». Ну, а что же делать остальным? Молиться, что ли, на них? Ну, дайте же, наконец, им шанс подняться! Неужели это так трудно?!
Наёмным рабочим надо поднять уровень благосостояния до среднестатистического европейского (и взять за основу хотя бы германский вариант), предпринимателям — снизить налоговое бремя и обеспечить финансовыми ресурсами (такими, как в соседней Италии или Франции), сельскохозяйственных работников надо обеспечить дотационными заказами, а интеллигенции — создать достойные условия писать и преподавать, не задумываясь о том, где найти деньги на пропитание. Брать пример для решения социально-экономических задач здесь надо в тех странах, которые считаются образцовыми.
Важно при этом не заблудиться — примеры не надо искать на востоке Европы, их там нет. Если взять пример России, то он ошеломляет. Здесь всё с точностью наоборот: процветает только неизбывная «вечная бюрократия» и силовики, от которых «нет спасу». Этому нет ни конца, ни края.
Искать эти образцы надо там, где они себя зарекомендовали как таковые. Не надо бояться амортизационных способностей демократического устройства — если это демократия, а не азиатская деспотия, то она это и докажет на деле: она всё выдержит.
Вспоминается песенка «От улыбки станет всем светлей»…