Палестинцы уже готовы стать израильтянами… но израильтяне тому не рады

15-17 января 2017 года, по инициативе России, в Москве состоялась неофициальная встреча 24 представителей палестинских политических движений. Она получила название «Межпалестинское согласие и будущее Палестины». В 2011 году подобная встреча палестинских представителей уже проходила в Подмосковье, так что это не первая попытка России урегулировать противоречия региона и способствовать созданию Палестинского государства.

Проблема независимости Палестины уводит нас вглубь веков, поскольку палестинский народ давно не имеет самостоятельной государственности. До. Первой Мировой Войны (1914-1918 гг.) территория Палестины была частью Османской империи, после этого она находилась в управлении Великобритании (подмандатная территория) и испытала большой приток вернувшегося на историческую землю еврейского населения. В 1947 году Палестина (Израиль, Самария, Иудея, Иордания и сектор Газа) была разделена на Израиль и Палестину, причём первое государство является независимым, и получило международное признание, а второе, провозглашенное в 1988 году, до сих пор не признано в США и ряде других стран. Основной проблемой признания государства Палестина являются границы, поскольку фактически многие территории уже населены израильтянами (оккупированные территории).

Начиная с 2006 года, когда ведущие политические силы ФАТХ (FATAH, Движение за национальное освобождение Палестины) и ХАМАС (Движение исламского сопротивления, правит в Секторе Газа) не смогли между собой договориться и образовали 2 палестинских правительства, возникла серьёзная помеха на пути к созданию независимой Палестины. Теперь при любых переговорах высказывается сомнение в том, что палестинцы могут сохранять мир без внешнего управления. Отсюда проистекают российские попытки добиться политического единения страны.

Один из наиболее активных сторонников скорейшего образования Палестинского государства проф., д.и.н. Виталий Вячеславович Наумкин, Научный руководитель Института Востоковедения Академии наук (РАН), который, по словам Министра иностранных дел РФ С.В. Лаврова, «очень много делает для обеспечения максимально комфортных условий для встреч на российской земле», на пресс-конференции в ТАСС ответил на вопросы «Э-Вести».

Проблемы, которые касаются государства, не могут не коснуться палестинской элиты. На вопрос, является ли она равноправным субъектом (а не объектом) переговоров, В.В. Наумкин ответил убеждённо утвердительно: «Конечно, это субъект. Во-первых, палестинцы, для информации, занимают первое место в мире по проценту людей, имеющих высшее образование. У палестинцев очень сильная элита. Но проблема в том, что палестинская элита живет за пределами Палестины. Она не может себя реализовать в Рамале или Газе, она находится за пределами страны. Но, тем не менее, это палестинский народ, это палестинцы, и их приверженность своим национальным идеалам остается. Трагедия палестинского народа в том, эта оккупация не дает возможности объединить палестинцев. Вот мы и пытаемся и элиту «подтянуть» сюда».

На вопрос о том, где живёт палестинская элита, Виталий Вячеславович рассказал следующее: «Палестинцы живут в большинстве своём в арабских странах. Причем они тоже стратифицированы. Есть палестинцы, живущие в иорданских и ливанских лагерях, это достаточно бедное население и тяжело живущее. В Сирии также есть палестинские лагеря, где живут уже несколько поколений палестинцев. Потому что в Ливане, например, они даже не имеют права гражданства, потому что там хрупкий межконфессиональный баланс, и чтобы не изменить его в пользу суннитов, ливанцы не принимают 600 тысяч палестинцев, которые там живут, в гражданство; там квотное распределение должностей в государстве. Конечно, они живут трудно.

Но есть палестинцы очень успешные. В основном, это бизнесмены, интеллигенция в Заливе, в Саудовской Аравии, в Эмиратах, во всех арабских странах. Очень много палестинцев в Америке. Вот в основном это бизнес-элиты и, опять же, интеллектуалы. Далее Европа. В Африке тоже есть палестинцы, они есть везде».

Проблема сегодня имеет 2 решения. Либо речь идёт о независимой Палестине, либо о палестинских гражданах в составе Израиля. Профессор Наумкин так описывает актуальные идеи палестинской элиты о государственности: «Палестина признана огромным числом государств. Более того, она сегодня представлена в качестве полноправного члена в Юнеско, также, хотя и в ином качестве, её принимают в ООН. Здесь имеет место квази-признание границ, потому что границ действительно нет, и у Израиля нет границ, а есть имеющие соответствующий статус оккупированные территории. И мировое сообщество единодушно выступает за то, чтобы прекратить оккупацию, и считает, что, в первую очередь, Израилю эта оккупация не нужна.

Какой выход из этой ситуации дальше? Наша позиция – должно быть создано государство, которое будет существовать рядом с еврейским. Была предварительная договоренность о том, что оно будет сформировано на 22% всей территории исторической Палестины. Почему ООН опасается за судьбу мирного процесса – сегодня в еврейских поселениях на оккупированых территориях живет 750 тысяч поселенцев. Это огромное число людей, которое через какое-то время, как некоторые считают, дойдет до миллиона, их надо будет куда-то эвакуировать. Как считают в Израиле, это вряд ли возможно.

Уже сегодня многие палестинцы говорят о том, что рухнули надежды на то, что может быть создано Палестинское государство рядом с Еврейским. Конечно, время работает не в пользу палестинцев, но, в долгосрочной перспективе, и не в пользу Израиля, маленького государства, которое окружено огромной массой (более 400 миллионов человек) жителей арабских государств. Придание этому конфликту характера религиозного, этнического и политического противостояния – это очень опасно для всего мирового сообщества, и для тех народов, которые там живут: для палестинского и еврейского народов. Вот, собственно, забота мирового сообщества.

Многие палестинцы сегодня считают, что надо расстаться с мечтой о создании Палестинского государства и ввести в политическую программу ООН вопрос о создании единого государства. То есть все палестинцы, которые живут на этих территориях, при этом становятся полноправными гражданами Израиля. Раз это демократическое государство, то они получают право голоса – один человек – один голос. Но Израиль никогда не пойдёт на это, потому что половиной населения, а то и больше, станут уже не евреи, а палестинцы. Тогда о каком еврейском государстве можно говорить? Этот вариант для Израиля неприемлем.

Нужно что-то делать, потому что иначе будет поздно».

Наиболее важным, на наш взгляд, является понимание того, что израильской объективной мощи может противопоставить палестинская элита. Виталий Вячеславович убеждён в том, требование законности является объективно достаточным основанием переговоров: «Палестинцы, прежде всего,  могут противопоставить международную законность. Решение по созданию двух государств не выполнено, и нужно создавать Палестинское государство. Есть целый ряд резолюций Совета Безопасности ООН по поводу решения палестино-израильского конфликта путем создания двух государств. Я считаю, что, скажем, последняя, беспрецидентная резолюция 2334, которую Совбез принял единогласно не считая воздершавшихся Соединенных Штатов, против поселенческой активности – это сильный сигнал, в данном случае, Израилю. Вопрос в том, как уговаривать Израиль пойти на это. Да, Израиль – мощное в военном, экономическом, и в иных отношениях государство, но речь идет о позиции международного сообщества. Палестинцы сегодня готовы к переговорам. Они сильно продвинулись в сторону прагматических, умеренных позиций, для этого нужен переговорный процесс, а он в тупике. Такие мероприятия, как эта палестинская встреча, это и есть продвижение к мирному процессу, к мирным переговорам. Это – международная законность, воплощенная в резолюциях, и в решениях фактически всего мирового сообщества».

Источник: МИД РФ

Поделиться с друзьями
Subscription