Папа Римский Франциск, получивший во Франции премию Карла Великого, в благодарственной речи поделился своей мечтой о «новом европейском гуманизме».
Понтифик при этом не просто призвал Европу к новому гуманизму, но уточнил, что гуманизм его мечты «основан на мультикультурной идентичности, открытой мигрантам, на социально-ориентированной рыночной экономике, способной давать работу молодым, и на воспитании культуры в диалоге».
Обратимся к словарям, поскольку понятия нуждаются в уточнении.
Гуманизм – от лат. Humanus, т.е. человечный – термин, появившийся в XIX веке для обозначения общественной мысли эпохи т.н. Возрождения. В узком смысле он означает обращение к не-схоластическим дисциплинам (неакадемическим, таким как риторика, история, теория поэзии и тп). В широком смысле этот принцип ставит человека в центр мира, в отличие от ранней постановки в его центре Бога. Именно человек, по мысли гуманистов, есть высшая ценность.
Далее речь идёт о мультикультурной идентичности. Мультикультурализм – неконфликтное сожительство народов в эпоху глобализма (от globe – земной шар) – при международной интеграции в общемировую систему. Неконфликтное – значит толерантное (от лат. Tolerantia – терпимость, добровольное перенесение страданий). То есть, никто не обязан следовать общим принципам, у всех они разные, но все терпят друг друга. Так провозглашается главенство «культурного разнообразия» над этнокультурной гомогенностью государств». В связи с наплывом диких мигрантов и трудностью их адаптации в Европу, едва ли не все европейцы, их руководство и СМИ всё чаще говорят о крахе этой системы ценностей.
И последний термин, «социально-ориентированная рыночная экономика», также нуждается в расшифровке, потому что за ним скрывается целая научная концепция, созданная немцами и заложенная в основе Евросоюза. Вкратце – это «экономика, основанная на частной собственности, рынке совершенной конкуренции, привлечении государства к его регулированию; где личная инициатива, конкуренция сочетаются с социальной защитой человека, социальной справедливостью и солидарностью». Во главе угла также поставлен человек и социальное партнёрство людей.
По поводу ориентации экономики и её открытости молодым Папа проясняет, что это вопрос политический. Ведь ныне в Европе среди молодых людей распространяется евроскептицизм, и чтобы они не становились противниками мультикультурной Европы, требуется решить проблемы безработицы в их среде.
После рассмотрения терминов остаётся удивляться прогрессивным взглядам Папы Римского, который имеет очерченные светские мечты и выражается в понятиях глобализма и мультикультурализма. После такой речи возникает простой вопрос: а где в этих взглядах Бог?
Источники: La Croix, Dip.economic.ru. Краткий философский словарь / под ред. А.П. Алексеева. – М., РГ-Пресс, 2012 Суконкина Т.Н. Феномен мультикультурализма в современном обществе. Цитируется по: Dissercat.