Парижане проголосовали за то, чтобы освободить улицы французской столицы от проката электрических самокатов, и подавляющее большинство – 90% голосов – поддержали запрет, свидетельствуют официальные результаты.
Париж был пионером, когда в 2018 году представил электронные самокаты (trottinette), поскольку городские власти стремились продвигать экологически чистые виды городского транспорта.
Но по мере роста популярности двухколесных транспортных средств, особенно среди молодежи, росло и количество несчастных случаев: в 2022 году три человека погибли и 459 получили ранения в результате аварий с электроскутеров в Париже.
В рамках так называемого «общественного совета» жителей спрашивали: «Вы за или против проката самокатов?»
Вчера по всему городу с девяти утра до семи часов вечера было открыто 203 избирательных участков. Из 1’382’322 человек, зарегистрированных в парижских избирательных списках, в голосовании приняли участие лишь 103’084 избирателя – то есть не более 7.5%.
Согласно сайту мэрии, запрет набрал от 85.8% до 91.8% голосов в 20 округах Парижа. Голосование не имело обязательной силы, но городские власти пообещали учесть мнение горожан.
Мэр Парижа, социалист Анн Идальго, пропагандирует езду на велосипеде и прокат велосипедов, но поддержала запрет на электронные скутеры.
В интервью Агентству Франс Пресс на прошлой неделе она сказала, что «прокат скутеров является источником напряженности и беспокойства» для парижан и, что запрет «уменьшит количество инцидентов» в общественных местах.
На улицах Парижа насчитывается почти 15’000 электронных скутеров (для сравнения в Москве их около 40’000). Противники самокатов говорят, что их водители не соблюдают правилам дорожного движения и регулярно нарушают запрет на езду по тротуарам. Транспортные средства также часто беспорядочно припаркованы, а часть выброшено в реку Сену.
«Скутеры стали моим самым большим врагом. Я боюсь их – жалуется 50-летняя учительница. – Париж превратился в своего рода анархию. Здесь больше нет места для пешеходов».
Другой парижанин говорит: «Это опасно, и люди плохо ими пользуются. Я сыт по горло».
В июне 2021 года во время прогулки вдоль Сены 31-летняя итальянка погибла после того, как ее сбил электронный скутер с двумя пассажирами на борту.
Джулиан Сезгин, 15 лет, сказал, что часто видел группы из двух-трех подростков на электронных скутерах, проносящихся мимо машин по оживленным дорогам. «Я избегаю ездить на электросамокатах и предпочитаю электровелосипеды, поскольку, на мой взгляд, они безопаснее и эффективнее», – добавил он.
Бьянка Склави, итальянка, много лет прожившая в Париже, сказала, что скутеры ездят «слишком быстро» и их следует оснащать ограничителем скорости, чтобы они ездили медленнее. «Они опасны, потому что проносятся мимо машин – объясняет она. – Однако все было не так плохо, когда они только появились… Самые опасные – это пьяные туристы!»
По поводу голосования она заметила следующее: «Сейчас есть более серьезные вопросы – [как насчет] мусора? Пенсионной реформы? Иммиграции? Я не думаю, что со стороны Идальго было такой уж хорошей идеей раздувать из этого такое большое дело. Мне действительно нравится, что она делает с велосипедными дорожками, но ей не следует тратить так много энергии на скутеры».
35-летняя Линда Джоэль выступила против запрета. «Теперь, когда я нашла отличный способ добраться до работы, который лучше подходит для окружающей среды, они пытаются запретить его, – сказала она. – Они продолжают менять правила».
Ученик, поддерживающий электросамокаты, сказал: «Я живу не так близко к метро, и поэтому лучше ездить в школу на электронном скутере». Другой школьник сказал: «Там, где я живу, это лучше, чем идти пешком».
Министр транспорта Франции Клемент Бон на прошлой неделе заявил радио Europe 1, что он ожидает, что голосование приведет к запрету.
«Я нахожу позором, что мы превратили дискуссию в карикатуру и приглушили ее», – сказал он, утверждая, что электросамокаты являются ценным транспортным решением, которое заменило до одной из пяти поездок в Париже, которые ранее совершались с использованием транспортных средств, загрязняющих окружающую среду.
«Париж идет против течения», – комментирует ситуацию глава Lime, одной из крупных прокатных компаний в городе, Хади Карам, ссылаясь на то, что Вашингтон, Мадрид и Лондон наоборот наращивают парк таких средств городской мобильности.