Я готов от того, чтобы считать современные международные отношения не биполярным миром. Он по-прежнему биполярен, а не многополярен. Причём биполярность определяется экономической мощью двух главных игроков – США и Китая.
Другое дело, что в орбите первого полюса и в орбите второго полюса множество различного калибра спутников. Где находится Россия мы знаем, но 40% розничной торговли у нас обеспечивается Китаем (через маркетплейсы в основном китайского происхождения).
Не будем уходить в экономические реалии. Наша задача рассказать сегодня о том, что доктрина Трампа определяет в постпереговорном периоде.
Если Дональд Трамп провозгласил ещё накануне выборов (после выборов Джей Ди Вэнс подтвердил это в феврале в Огайо), что собирается полностью переформатировать мировую торговлю в пользу США, то нынешнее положение может быть определено как Pax Americana по доктрине Трампа.
Доктрина основана на «Проекте 25», разработанном одним из подведомственных Трампу исследовательским институтом, согласно которому все назначенцы в администрации идут только по списку президента.
Никаких чиновников высокого ранга без согласования с администрацией Белого дома не будет, что означает абсолютизм, хоть и в соответствии со 2й статьей конституции США.
Структурная подпорка «Проекта 25» означает триумф абсолютизма президентской администрации, пусть и на благо величия Америки. Трамп его понимает как подавление всякой иной инициативы в международных отношениях, не согласующейся со своей личной точкой зрения.
Слова американского лидера в Вашингтоне, сказанной в присутствии международной элиты, прозвучали резковато. Я никогда не ошибаюсь, я всегда иду до конца, если за что-то берусь — довожу до реализации.
Трамп к этому добавил: и на этот раз будет так же.
Президент объявил, что придя к власти, он в 24 часа приостановит конфликт на Украине. Затем он уточнил, что сделает это за 100 дней, а в результате создал 2 рабочих группы: одну возглавляемую Китом Келлогом, вторую — Стивом Уиткоффом для мониторинга американо-российских и американо-украинских отношений.
Даже сейчас, после окончания крупномасштабных переговоров с участием европейских стран, Трамп не отказался от резкой формулировки в адрес Зеленского, и продолжает настаивать на своем плане урегулирования украинской драмы.
Рассмотрим её в двух аспектах. С одной стороны, экономическом. С другой — международно-дипломатическом. Начнем со второго.
Полномочия Зеленского на Украине истекли, Владимир Путин заявил об этом открыто. Трамп публично назвал его диктатором, что прекратило переговоры в Белом доме в феврале.
Вопрос о нанесении какой-либо из сторон бомбового удара другой стороне, на что намекает NYT (после бомбового удара по Тегерану Иран тут же пошел на сделку по ядерной программе), опасен. Тезис о положительном опыте нанесения бомбовых ударов по упрямому переговорщику может привести к обратному эффекту и взрыву всей системы международных отношений, включая пересмотр всей системы потсдамо-ялтинского мира.
Pax Americana оставляет два неразрешенных вопроса:
- где место России в решении конфликта, если Россия — одна из его участниц? Где та знаменитая система гарантий (о вступлении Украины в НАТО, о сохранении идентичности всех игроков международно-политической сцены и тп)?
- экономическая и финансовая сторона конфликта. Pax americana — это контроль и администрирование всеми основными материальными благами планеты под эгидой США и во благо США. Это своего рода американский рэкет, но с изволения великих держав.
Надо полагать, что такие переговоры ведутся и сейчас. На это указывают просочившиеся в открытую печать высказывания высокопоставленных участников переговорного процесса.
Похоже, что доктрина Трампа хоть и затянулась по времени (ни в какие 24 часа разрешение конфликта не уложилось), но процесс движется в направлении того, что американская печать окрестила как Pax Americana по-трамповски.
Президент США отказал в помощи большинству стран мира, но продолжает надеяться, что в процессе восстановления экономики Украины американские ТНК получат огромные дивиденды. В одном Донбассе 50% всего объема природно-минеральных богатств, в том числе 40% мирового объёма лития.
Американские ТНК под эгидой и зонтиком «доктрины Трампа» уже представлены по обеим сторонам конфликта. Неусыпно они мониторят ситуацию, при которой откроются возможности по участию в различных тендерах, закупках и реализации венчурных бизнес-проектах.