Латинская Америка — континент, изобилующий как странами с традициями гольпизма, так и уважающими демократические устои. Бывают и нетипичные ситуации — в такой стране, как Чили переворот, осуществлённый группой Пиночета — вещь необыкновенная для этой страны.
Семья моего друга Алехандро Рей-Карро. с которым я просидел за одной партой 6 лет, а также семья корреспондента ТАСС в Сантьяго Олега Ласкарева, которого директор школы Шпетный выгнал из школы за то, что увидел прогуливающим урок в скверике Гоголя, рассказывали мне, что президент-марксист Сальвадор Альенде не доверял ни соглядатаям, ни собственному окружению. Они близко знали Сальвадора Альенде.
Он игнорировал ежедневные доклады и сообщения о готовящемся перевороте от друзей, начиная от посла СССР и кончая спецслужбами Кубы, и отвечал: «Не верьте непроверенным слухам, Чили вам — не Боливия. Тут никаких военных приключений быть не может. Я спокоен за демократию. Чили — самая демократическая страна из всех стран Латинской Америки».
Высокотехнологичная операция под названием «Анаконда» была проведена именно в Чили и носила чисто национальный характер. Мой друг Альфредо Эчабе Учупи, женатый на двоюродной сестре Пиночета (Угарте), мне неоднократно говорил, что генерал до последнего упирался и не хотел, чтобы американцы связывались с магнатами (их было всего 7) в Чили, чтобы их не подпускать к кормушке. Как известно, если американцев один раз подпустить к источнику, то их уже потом от него не оторвать.
Не хочу пускаться в эмпиреи, факт остается фактом: Альенде погиб как герой, даже если он сам застрелился в собственном кабинете, а его не убили ворвавшиеся в Ла Монеда головорезы Пиночета. Он не верил в предательство военных, и ушёл с сознанием того, что в Чили никогда не произойдёт военный переворот.
В последние дни на его столе красовался пистолет-пулемет чешского производства, подаренный ему кубинским лидером. Фидель сам очень любил это оружие.
Мы сегодня хотим дать свою версию событий, произошедшим в Ла Пасе — столице Боливии, где аналогия налицо. Бывший командующий армией Хуан Хосе Суньига, пытавшийся совершить переворот также утверждал. что президент Луис Арсе был в курсе готовящегося переворота. Это дало возможность противникам утверждать, что президент сам инициировал переворот, уволив за день до этого Суньигу.
Я высказываю свое собственное предположение, и не настаиваю на нем.
Недавно на Петербургском экономическом форуме вместе с лидером России заметно фигурировал именно президент Боливии, наряду с президентом Зимбабве. По слухам, визит боливийского лидера был не случаен и поддержка боливийским руководством России в сложной международной обстановке была вызвана тем, что дипломаты называют «разменом».
По всей видимости, в Боливии произошла осечка каких-то спецслужб, которые до конца не смогли сыграть свою партию в покер. У кого-то вместо одного оказалось два джокера на руках.
Россия, вероятно, намеревалась оказать содействие молодому боливийскому руководителю в сложной внутриполитической обстановке в стране по двум направлениям: военно-техническому (не только культурному) и экономическому. Что касается последнего, намечались крупные российские вливания в сырьевую сферу.
Боливия — не только одна из самых богатых природными ресурсами стран Латинской Америки, именно она на протяжении 500 лет поставляла серебро для чеканки валюты в Испанию через Филиппины. Территория изобилует сокровищами, здесь запасы лития составляют 40% всех запасов Земного шара.
Одним словом, какая же страна является главным интересантом в смене нынешнего правительства и замене его на какое-либо другое? Догадаться нетрудно, технологический переход говорит сам за себя.
Что касается России, то она в Боливию вложила уже немало средств, и собиралась вложить ещё больше. Согласно источникам, близким к МВФ, только в 2024 году Россия должна была инвестировать не менее 12 миллиардов долларов.
С моей точки зрения, переворот в Боливии не удался не потому, что была сыграна лишь увертюра — а до оперы дело не дошло, но и потому, ,что президент Арсе вовремя обратился к народу, который в подавляющем большинстве вышел на улицы и поддержал его.
Традиция участия военных в политической жизни в Боливии — не изолированный случай, а уже константа. Каждые два года в стране происходят путчи. Последний произошел в 2021 году.
Из Латинской Америки традиция военных переворотов перекочевала в Европу. Такие страны как Испания становятся объектом длительных диктаторских режимов, в конечном счете приводящих к деградации экономики страны и падению морали в обществе.
Нельзя допустить, чтобы Боливия стала объектом повышенного интереса со стороны латиноамериканских и европейских стран как вариант эффективного способа решения экономических проблем. Это недопустимо.
Теперь нас ждёт новая фаза развития событий в Боливии. Будем наблюдать, как будут развиваться российско-боливийские отношения и в какой сфере они наиболее воплотятся.