Плейлист из «Космической одиссеи» Стэнли Кубрика

Плейлист из «Космической одиссеи» Стэнли Кубрика

Фильм «2001: Космическая одиссея» Стэнли Кубрика стал отправной точкой для использования классической музыки в киноиндустрии. Предлагаем насладиться избранными музыкальными произведениями режиссера и вспомнить моменты их появления на киноэкране.

Стэнли Кубрик (1928-1999)
Стэнли Кубрик (1928-1999)

Культовая кинолента 1968 года «2001: Космическая одиссея» считается эталонным образцом передачи на большом экране образов межзвездных путешествий. Особое настроение фильму задаёт классическая музыка, использованная режиссёром в качестве саундтреков.

Этот фильм определил канон научно-фантастического жанра, который остается с тех пор неизменным. В современном кино исследование космоса происходит по законам, придуманным Стэнли Кубриком. И вряд ли есть фильм, который выглядит правдоподобнее — невероятно, учитывая, что «Космической одиссее» почти 50 лет.

Режиссер Том Тыквер

Такой подход стал причиной многочисленных споров и восхищений. Композитор Алекс Норт, который писал музыку к этому фильму по заказу Кубрика, но так и не услышал её в нем, был и серьезно обижен на Кубрика. Оказалось, что используя классическую музыку в качестве временных саундтреков, Стэнли Кубрик полностью погрузился в ее образы и решил оставить в ленте. В фильме звучат симфоническая поэма «Так говорил Заратустра» Рихарда Штрауса, вальс «На прекрасном голубом Дунае» Иоганна Штрауса, Адажио из балета «Гаянэ» Арама Хачатуряна и произведения Дьердя Лигети. На использование последних Кубрик не получил разрешения от автора, что стало причиной серьезного скандала после премьеры.

«На прекрасном голубом Дунае»

Фантастический танец космического корабля, медленно движущегося к посадке на Луну и приземляющегося под звуки вальса Иоганна Штрауса, Многим использование готовых записей классической музыки в режиссерском кино показалось «вульгарным». Другие, напротив, восхищались видением режиссера легкости движения корабля в безвоздушном пространстве, которое действительно можно сравнить с воздушными вальсами Штрауса.

Сцена из фильма «2001: Космическая одиссея», режиссёр Стэнли Кубрик.

«Так говорил Заратустра»

В фильме звучит первый (и наиболее известный) из девяти эпизодов поэмы. У Рихарда Штрауса он носит название «Предисловие или Восход». Кубрик включает этот музыкальный фрагмент в эпизоде «Рассвет человечества», сопровождая им исторический момент эволюционного скачка от обезьяны к разумной жизни.

Симфоническая поэма Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра» длится многим более чем знакомые практически всем первые 2 минуты. Не откажите себе в удовольствии прослушать ее целиком.

Адажио из «Гаянэ»

Адажио – не самый популярный музыкальный фрагмент балета «Гаянэ» (трудно выступать против такого тяжеловеса, как «Танец с саблями»). Этот полный лирического томления монолог струнных в сочетании с кадрами длительного полёта в межзвездном пространстве воссоздаёт то чувство одиночества, с каким столкнется человек в своем путешествии к далеким мирами.

Сцена из фильма «2001: Космическая одиссея», режиссёр Стэнли Кубрик.

А где же Лигети?

Микрополифонию венгерского авангардиста Дьердя Лигети сложно без подготовки определить как музыкальное произведение. Все голоса музыкальной ткани расположены максимально близко друг к другу и буквально склеиваются в кластеры. Сам Лигети писал:

…невозможно расслышать полифонию, сам канон. Слышится лишь непроницаемая фактура, нечто вроде плотно смотанного клубка паутины. <…> Многоголосный строй не просвечивает, он остаётся скрыт в микроскопическом, подводном мире, неслышимом для нас. Я называю это микрополифонией (какое красивое слово!)

Кубрик использовал фрагменты микрополифонических пьес Лигети в начале фильма, появлении монолита и в финале киноленты. Из-за отсутствия разрешения на использование музыки Лигети подал на режиссёра в суд. Но великие творцы ХХ века нашли способ примирения, а музыка Лигети далее звучала в других кинолентах Кубрика на вполне законных основаниях.

Одна из наиболее ярких микрополифонических пьес Дьердя Лигети «Атмосферы», 1961.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку