Плетнёв исполнит последнее крупное сочинение С. Танеева

20 мая 2019 года Михаил Плетнёв и Российский Национальный Оркестр сыграют последнее крупное симфоническое сочинение Сергея Ивановича Танеева «По прочтении псалма», законченное композитором в год смерти в 1915 году. Считается, что это духовное обращение к памяти матери — Варвары Павловны Танеевой — было вершиной творчества Танеева.

Лирико-философская кантата, созданная Сергеем Ивановичем на слова философа-славянофила А.С. Хомякова, состоит из трёх частей, где звучат восемь хоровых и один сольный номер для альта. Первая часть включает в себя потрясающие по силе воздействия на слушателя хоры «Земля трепещет. По эфиру катится гром из края в край», «Израиль, ты Мне строишь храмы, и храмы золотом блестят», «К чему Мне пышных храмов своды, бездушный камень, прах земной».

Вторая часть, состоящая из хора «К чему Мне злато? В глубь земную, в утробу вековечных скал я влил, как воду дождевую, огнем расплавленный металл», квартета солистов «К чему куренья? Предо Мною земля со всех своих концов кадит дыханьем под росою благоухающих цветов», адажио «К чему огни? Не Я ль светила зажег над вашей головой?» и фуги «Он там кипит и рвется, сжатый в оковах темной глубины», по словам музыкального критика Игоря Глебова, самая вдохновенная и глубокая. «По силе и напряженности выражения мрачной и суровой звучности, как бы характеризующей порывы плененного в недрах земли Хаоса, можно считать этот хор высшим достижением всей музыки Танеева», — писал он.

В третьей части кантаты «По прочтении псалма» после оркестровой интерлюдии мы слышим хоры «Твой скуден дар» и «Мне нужно сердце чище злата, мне нужен брат, любящий брата, и воля крепкая в труде, нужна мне правда на суде», а также арию альта «Есть дар бесценный, дар бесценный, дар нужный Богу твоему».

Михаил Плетнёв со своим оркестром впервые обратился к произведению Танеева в 2003 году, как бы перенимая эстафету у Евгения Светланова, почившего в Бозе в 2002 году и исполнявшего эту великую музыку начиная с 1977 года. Каждый раз это исполнение является событием на русской сцене, напоминая слушателям о духовном русском классическом наследии и вовлекая его в общение с Богом.

20 мая произведение будет сыграно в сотрудничестве с вокалистами Алиной Яровой (сопрано), Агундой Кулаевой (меццо-сопрано), Игорем Морозовым (тенор) и Петром Мигуным (бас) и Оперным хором «Николаевским». Приобрести билеты можно здесь.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку