Мнения среди экспертов разделились: большая часть считает, что Испания всё время кого-то догоняет по причине отсутствия необходимого технологического уровня развития экономики (отсутствия необходимых инновационных сфер в основных сегментах народного хозяйства)? другие ищут ответ в кознях со стороны Брюсселя по отношению к Мадриду.
Как всегда, ответ на сакраментальный вопрос сегодняшнего дня: почему Испания (или Россия) плохо живёт, хотя ей Богом дано всё, кроется в простом разумном ответе, который находится посередине двух полярных мнений экспертов.
Испанская элита — не сахар. Там такие же «заморочки», как и в российской элите; принципиальной разницы между ними нет. Чуть больше — чуть меньше коррупционных схем, чуть больше — чуть меньше амбиций, совести и Веры в Бога… Но если смотреть в общем, то в целом схема сходная.
У Испании есть одно принципиальное отличие от России, это её отличает от новообразованной российской пены и действительно важно — то, что в экспертном сообществе называется old money — старые деньги. Под этим термином не надо понимать только имущественный фактор; это весь капитал целиком: и титулы, и происхождение, и картинные галереи, и замки, и латифундии, и банковские накопления, и старинный, заработанный веками родовой потенциал престижа, который выражается, в том числе, и в нематериальном виде, не обязательно в материальном. Он может быть и умственный, и духовный.
Например, большинство епископов и архиепископов — люди из родовитых и старинных семей, стяжавших славу защиты интересов своих народов.
Многие епископы Страны Басков вышли из приходских священников в XV-XVII веках, а в Новое время со своими солдатами и гонимыми фашистами, с толпами мирных жителей они шли на заклание: кто в тюрьму, кто в ссылку, кто в эмиграцию, а кто и на плаху.
Расскажу удивительную историю из своей собственной семьи. Мой отец — выходец из одной из таких семей, семей традиционалистов. Когда фашисты находились буквально в нескольких километров к последнему оплоту басков — Бильбао, баскским правительством во главе с Председателем Агирре было принято решение отправить часть детей во Францию — спасти их от бомбёжек и ужасов войны. Мой отец наряду с другими соплеменниками вместо трёх недель и города Бордо во Франции оказался на 30 лет в СССР, не в тридцати километрах, а в 60 тысячах километров от своего дома. Но сегодняшний рассказ не о нём, а о его сестре.
Девочка при высадке с борта в городе Бордо перед посылкой в Советский Союз (они ещё об этом не знали) под покровом сумерек спряталась недалеко от причала, в кустах, и там провела всю ночь. Наутро голодная, замерзшая она попросила убежище в ближайшем доме в близлежащей деревушке. Сердобольные жители предоставили 5-летней девочке хлеб и кров, а когда она подросла, отправили её в католический девичий колледж, где она, благодаря своей способностям и трудолюбию выросла в добропорядочную Сестру Христа, и долгое время служила в секретариате одного из Пап.
Эту историю я рассказал лишь только потому, что очень важно иметь в виду, что духовное развитие так же важно, как и экономическое состояние страны.
Политическая элита в Испании сегодня очень разношёрстна. Как ни странно, поляризация в правящем классе Испании сегодня напоминает начало 1930х годов: чересчур непримиримы точки зрения по главным вопросам текущего момента. Но это отражается на отношении правящей элиты, сформировавшейся в конце 1960-начале 1970х годов в Брюсселе, к испанской элите, сформировавшейся ещё при Франко.
Принципиально командные посты в испанской элите, характерные для 1940-1950х годов, к началу «реформ Опус Деи» 1959-1964 годов, не изменились.
Ответ на вопрос о том, почему Испания всё ещё никак не может не только догнать, но и встать вровень с такими странами как Италия, Франция и Германия один: его надо искать во взаимоотношениях с другими той части экономической элиты Испании, которая стала частью политической элиты всей Европы к моменту вступления Испании в ЕС в 1986 году.
Я помню дискуссию, проходившую все годы Транзита в Испании (1975-1981 годы). Суть её была в следующем: пустят или не пустят Испанию в Большую Европу, ведь у неё так много врагов и недоброжелателей там?
Посмотрим на этот вопрос сегодняшними глазами. И что мы видим? Пустить-то пустили, но продолжают держать на вторых ролях. И ужас в том, что никакой перспективы, по крайней мере в краткосрочном плане, на изменение нынешней ситуации не существует. Перейти из страны догоняющего развития в экономику опережающего удастся только в случае доступа к новым и сверхновым технологиям. Это может обеспечить лишь согласие и взаимопонимание, которое может наступить между командными элитами двух сторон: капитанами испанской индустрии, сформировавшимися ещё при франкизме, и руководителями экономического блока Евросоюза — представителями эпохи постмодернизма. Это люди XXII века.
Я не Бог Саваоф, чтобы сказать, как это сделать. Но я это вижу и понимаю, и этого уже немало. Как этого добиться — уже и не так важно, если посмотреть на это взглядом из Вечности….