Сегодня пришла страшная новость: в Италии за сутки умерло от нового коронавируса столько человек, сколько во время эпидемии в Китае умирало за неделю — 800. Вопрос не риторический: почему такое происходит в Италии? Где гражданская оборона, где службы, призванные обеспечивать решение вопросов в условиях чрезвычайной ситуации и, вообще, где властные структуры?
Руководство Европейского Союза перевело огромные средства Италии ещё месяц тому назад, а на днях сделало очередной транш. Причём правительство Италии свободно могло закупить достаточно оборудования и медикаментов, да ещё оставалось бы свободных 11 миллиардов евро…
Никто не говорит о том, что Италия или какая-либо иная страна (скажем, Испания или Россия) должны были быть готовы к пандемии нового коронавируса. Друзья, не валяйте дурака, никто об этом не говорит! Речь идёт о том, почему в сложную, чрезвычайную минуту нельзя было собраться с мыслями и построить гражданскую оборону по принципу, например, китайской: запретить свободно передвигаться по городу, объявить всеобщий карантин и начать ходить по квартирам, проверяя каждую семью, миллиметр за миллиметром, на предмет наличия заболевания?
Только жёсткими мерами в сочетании с высокой ответственностью властей перед гражданским населении, состоящей не только в наказаниях, но и в ответственном внимании, может быть обеспечен успех. Что толку от того, что мэр крупного итальянского города по нескольку раз в день выступает по телевизору с сообщениями об ушедших в мир иной — это непродуктивно. Он должен сообщать о том, что за сегодняшний день власти сделали для населения в плане предотвращения не только самой эпидемии, но и её угрозы.
Сообщать, сколько людей и в каком состоянии вышло из больницы, сколько находятся в состоянии средней тяжести, сколько поступило в больницы оборудования и медикаментов, сколько заработало отделений интенсивной терапии, сколько новых врачей прибыло на место, какой они квалификации. Может быть, стоило сообщить, сколько прибыло специалистов из Китая…
Почему в Италии не был изучен опыт по приостановлению эпидемии нового коронавируса не только в Китае, но и в Южной Корее, которая смогла её остановить ещё раньше и повернуть вспять? Почему не учтено, что Всемирная Организация Здравоохранения била в набат ещё в первые дни эпидемии и переводила огромные суммы на закупку оборудования? Несмотря на это, первый бой с новым коронавирусом в стране уже проигран. Как это понимать?
Гражданское общество способно выйти из положения своими силами. Например так, как в Средние Века люди делали во время эпидемии чумы: как только начинался чумный бунт, всех заражённых вывозили в сельскую местность и там запирали. Кстати говоря, в России чудесным образом никогда не было массовых чумных эпидемий, как в Западной Европе. Поэтому России удалось тогда избежать крупных гражданских волнений, таких как Реформация и Контрреформация. Раскол в России не носил столь глубинный и масштабный характер, как на Западе.
Уже в Средневековье в Европе, в той же самой Италии, были известны способы борьбы с массовыми эпидемиями, и они были достаточно эффективными. Давайте вспомним, что в нынешней Феодосии (Республика Крым) есть часть города, носящая название «Карантин». В эпоху Генуэзской Республики пассажиры с кораблей, приходящих в этот город, бывший крупным рабовладельческим рынком и торговым центром, должны были находиться некоторое время изолированно.
По последним данным, в США разгорелся очередной вселенский коррупционный скандал, связанный с именами двух сенаторов, которые получили инсайдеровскую информацию на одном из закрытых заседаний по поводу коронавируса в Белом доме, и, как говорят в народе, успешно «наварили» на продаже акций на Нью-Йоркской бирже, воспользовавшись своим служебным положением по доступу к закрытой информации.
Скандал настолько громкий, что предвещает крупные последствия, возможно, самые неожиданные. По американским законам, нельзя воспользоваться закрытой информацией для собственного обогащения. К слову сказать, перед мысленной памятью встаёт эпоха последнего кризиса, когда группа крупных чиновников в России (по мнению бывшего прокурора Ю. Скуратова, она включала в себя 6-8 человек) в одночасье стала не миллионерами, а миллиардерами.
Всё вышесказанное наводит на мысль о том, что известное изречение «кому война, а кому — мать родная» не так уж цинично, оно не такое уж отвлечённое от жизни. Очень хочется верить, что власти и впредь будут всерьёз заниматься своими непосредственными задачами по вызволению из цепких лап пандемии своих несчастных народов, своего гражданского населения, которое как будто бы и не против того, чтобы власти обогащались, но не в эпоху всеобщей трагедии. А то это напоминает «Пир во время чумы» из известного произведения Боккаччо «Декамерон»…