Каждые 8 лет Испания проводит саммиты с главным своим геостратегическим соперником в регионе — королевством Марокко. С соперником, с которым стране надо дружить либо которого надо однажды победить.
Во время визита премьер-министра Испании Педро Санчеса в Марокко был подписан беспрецедентно большой корпус документов, включающий все аспекты межгосударственных отношений, от вопросов безопасности до проблем окружающей среды (всего 12).
Было очень смешно и трогательно наблюдать, как для подписания документов с арабской стороны выходили умудренные опытом седовласые мужи, а со стороны Испании — маленькие, изящные, очаровательные девушки и женщины модельного типа. Тогда я впервые поймал себя на мысли, что сегодняшнее правительство Испании — правительство, которое по гендерному принципу явно дискриминирует мужчин.
За исключением министра иностранных дел Испании Хосе Мануэля Альбареса, все остальные подписанты от лица Пиренейского королевства — слабый пол, девушки-красавицы, цвет прекрасной половины испанского общества.
Объективности ради нужно сказать, что с марокканской стороны тоже была одна дама — миловидная арабка с длинными вьющимися волосами, появление которой имело одну цель: чтобы на неё обратил внимание молодой и красивый испанский премьер. Но тайное оружие Рабата не сработает: испанский гарем Педро Санчеса не позволит ему шалить, как бы в упор премьер ни разглядывал темноволосую фею.
Испано-марокканские отношения упираются в главную невралгическую точку: невозможность разрешения вопроса вокруг Западной Сахары для удовольствия обеих сторон.
Для Испании важнейший геостратегический вопрос — это не отношения с Британией вокруг Гибралтара, и даже не посылка псевдорусского шпиона с конвертами с «сухой бомбой», а баснословно богатая бокситами северо-восточная часть Западной Сахары, вплотную прилегающая к границам Марокко.
Со времён Мустафы Сайед Эль-Уали — родоначальника Полисарио, которого имплицитно поддерживала Испания и всегда поддерживал Алжир, борьба за Западную Сахару — принципиальная борьба для Рабата. Признание династией Алаулитов Западной Сахары как независимого государства равносильна уходу этой династии с политической арены.
Всю Новую историю династия нынешних монархов Марокко держалась у власти только благодаря лозунгам и идеологии защиты исторических территорий Алаулитского халифата.
Бокситы в Западной Сахаре — это не просто колоссальное богатство, которое даст шанс на быстрый подъём экономики северо-африканской страны, но и дополнительный инструмент влияния на мировую экономику, Это шанс для Рабата стать мировым монополистом — главным игроком на мировом рынке бокситов, а раз так — то и одним из влиятельнейших демиургов мировой политики.
Лидеры Подемос критикуют правительство за нерешительную и трусливую политику, сводящуюся к непризнанию Западной Сахары как независимого государства. Лидеры правой оппозиции упрекают премьера с противоположной стороны, называя это визит очередным провалом дипломатической деятельности правительства, сославшись на то, что глава государства — король Мухаммед VI отказал в личной аудиенции уважаемому визитеру — Педро Санчесу.
Испанское правительство традиционно исповедует одну и ту же «религию» в отношении Рабата: чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало. Страна считает, что лучше терпеть уже существующий уровень политического диалога между двумя странами, лишь бы было так, но не хуже. Отсюда и спокойствие, когда глава Марокко не принял лично испанского премьера, ограничившись телефонным разговором с ним. .