5 октября 1988 года в Чили прошёл национальный плебисцит, в результате которого 56% граждан отвергли идею продолжения пребывания Пиночета у власти.
Диктатору казалось, что он к тому моменту легализовал свою власть — через 17 лет правления был проведён первый общенациональный референдум 1980 года, где была одобрена конституция страны.
Однако после нового референдума, провести который правителя уговорил Папа Иоанн Павел II, Пиночету пришлось провести выборы и уйти с поста президента; в 1990 году он подаёт в отставку как главнокомандующий, а в 1998 году арестовывается международным судом.
Народ Чили выбрал свободу, и никакие угрозы и репрессии этот выбор не смогли поколебать.
Платон мне друг, но истина дороже. Сейчас я скажу малоприятную и непопулярную вещь, но зато правду: экономика и даже социально-экономическое положение большинства населения — ещё не ключ к отказу людей от свободы.
Всё же свобода — это самая главная ценность нашей жизни, хотя пить, есть и справлять свои физиологические надобности необходимо.
Испанские республиканцы в Маутхаузене (лагере смерти, где погибло больше всего людей на тысячу человек) сохранили фотографии жутких зверств, таких как принуждение к самоубийству, присутствие надсмотрщиков в туалетной комнате ряда заключенных. Это был подвиг испанцев — узников, их фотографии стали основным свидетельством на Нюрнбергском процессе против главарей самого античеловечного режима на Земле — гитлеровского.
Латиноамериканцы — это те же испанцы, но не просто испанцы, а испанцы, пораженные бациллой республиканского духа. Не духа строительства мифической республики, а духа борьбы за своё достоинство (национальное, религиозное, этническое, гендерное и идеологическое).
Из этого проистекает то, что не может целый континент, всю свою историю борющийся с американским супостатом, отдать своё право на свободу взамен на мифические тугрики, которых ещё может и не быть.
Вы спросите, к чему я клоню? Мой «ответ Керзону»: никакие форумы, манки и обещания «за просто так» подарить открытия мирового масштаба, сделанные русскими учёными, не смогут обеспечить благорасположение стран Латинской Америки к России по целому ряду принципиальных международных вопросов.
Я подробно проанализировал самые заметные выступления и доклады на Валдайском форуме и форуме «Россия-Латинская Америка», и вот что я скажу: проделана колоссальная работа — подготовка к форумам. Их масштаб, объёмы, количество экспертов, проекты ошеломляют. Это нечто доселе науке не ведомое! Между тем, это не даст России того, что она ждёт от латиноамериканских стран: отказа от многомиллиардных вливаний северного соседа взамен на утопические, пусть даже хорошо взвешенные и продуманные предложения со стороны России.
Взять деньги на организацию форумов, пригласить половину экспертов Земли провести каникулы в России, хорошо поесть-попить-погулять — это одно. Но при этом форумы не дадут никаких результатов. Почему? Их не может быть!
Кто возьмёт на себя ответственность за лоббирование российских проектов на латиноамериканской почве? Какая сила?
Ни одно правительство ничего подарить россиянам не может, кроме интеллигентного рукопожатия и джентльменской улыбки. Ни о каких крупномасштабных совместных проектах (строительство плотин, купля-продажа турбин для ядерных электростанций, строительство аэропортов и железных дорог, тем более широкомасштабных кредитно-денежных операций) речи быть не может.
От того. что вы смените руководителей форумов, ничего не изменится. То, что они предлагают — максимум того, что можно выжать из любого российского эксперта.
Единственное, что сейчас возможно сделать — создать международную организацию экономического среза, но уровня не менее МВФ или ВТО, которая будет играть по правилам России и без России.
В этой организации наша страна пусть и будет представлена, но все проекты, тренды и направления деятельности должны быть приведены в действия Маврикием, Сан-Томе и Принсипи, Сейшельскими островами и островом Вануату. В противном случае эта организация тоже будет мертворождённым проектом.
Нынешние международные экономические отношения сформировались в Раннем Средневековье (читай М. Блока, Л. Лефевра и др), и обратного им хода нет. Великая Октябрьская социалистическая революция — тому доказательство. Она произошла в результате кромешного непонимания большевиками истинных устоев мировой экономики. У них большего запала ни на что не хватило, кроме как построить 3.5 тысячи фабрик и заводов, чтобы за 2 пятилетки индустриализовать Россию за счёт денег Коэна…
Век прошёл, а понимания простых вещей до сих пор нет. Поэтому и латиноамериканские страны не спешат в объятия России.