Вспоминаю случай о том, как Посольство Испании в Москве организовало показ ролика о баскском терроризме в 1980-1990е годы. Мероприятие, во главе которого был Посол Испании, проходило в Доме Журналистов на Бульварах. Советник по печати и информации г-н Ласо Мостолес гордился этим мероприятием, на которое пришло много народу. Пригласили на него и меня.
Ролик был полностью подготовлен полицейскими подразделениями Испании. В нём говорилось об успехах полицейских частей в ликвидации «бандитов».
Конечно, в этом фильме не было ни слова о политической ситуации в Стране Басков на тот момент, и об истории возникновения «национально-освободительного движения в Пиренеях». Не было ни слова и о том, что в 1959 году была создана первая боевая организация в составе вполне легальной Исторической Христианско-Демократической партии Испании — Баскской националистической партии — основательницы Международного Интернационала Христианско-Демократических партий мира, в который входят Христианско-Демократические партия Италиии и Германии, Консервативная партия Великобритании и так далее. Всего 140 партий в мире.
Замечу, что Баскская националистическая партия — самая старая политическая организация в Испании. Она основана братьями Сабино и Луисом Арана Гойри в 1886 году, когда они находились в тюрьме в Испании.
Одним словом, ролик, который тогда был показан в Посольстве Испании в Москве без объяснения драмы баскского народа, рекламировал успехи полицейских организаций, включая незаконные и противоречащие здравому смыслу и правовой совести GAL — подразделения полицейских отставников, которые за плату, пользуясь неправовыми методами, убивали как самих активистов «боевиков», так и членов их семей, забывая о том, что это колоссальная трагедия не только для басков, но и для всего испанского народа. В фильме давался поверхностный и недобросовестный комментарий, де-такие молодцы полицейские, что так много отстрелили боевиков.
Разве в этом состоит борьба с насилием и любыми видами политического протеста? Кто сколько кого убил…
На эту тему много написано, сказано, дана правовая оценка. Насилие осуждено, причём как со стороны «боевиков», так и со стороны тех, которые посылали «Карающий меч» правосудия неправедным путём, создавая легальные банды наёмных убийц и головорезов.
Стоит ли сегодня поднимать вопрос так, как я его поднял тогда на этом мероприятии? Я встал и сказал во всеуслышание, в присутствии Посла Испании (думаю, запись хранится в архиве Посольства): «Как же Вам не стыдно, говоря о сегодняшней Испании, рассказывать о баскском терроризме как о главной отличительной черте сегодняшней жизни в стране. Неужели сейчас нечего сказать о величии Испании, о её истории, успехах в экономике и международных отношениях? Зачем надо было вытаскивать тему баскского терроризма, который является частным случаем, а вовсе не отражает истинное лицо ни великого баскского народа, ни великой Испании?».
Я не ожидал результата. Весь зал мне аплодировал, а в перерыве Посол подошёл ко мне, пожал руку и поблагодарил за моё яркое и справедливое выступление.
Да, бывают огрехи и в работе дипломата. Я сам был короткое время дипломатом и знаю, какой это тяжёлый труд. Всякое бывает. Но главное в работе настоящего специалиста на этом непростом поприще — ни при каких обстоятельствах не допускать падения престижа и положительного образа страны, которую ты имеешь честь представлять.
Я сегодня вспомнил этот эпизод из своей жизни только потому, что в испанской, да и в европейской прессе разворачивается настоящая истерия на тему протестных и оппозиционных движений национальных окраин большой Европы.
Известное выражение Чехова: «Если ты нищ, то это не обязательно, что ты наг». Я это выражение Антона Павловича так понимаю применительно к теме нашего разговора: «Если ты сегодня «не на коне», то ты не обязательно презрен и являешься маргиналом-отщепенцем».
Европа регионов — это давным-давно созревшая в Евросоюзе концепция. Она продолжает существовать в жизни многих фракций Европарламента. Не случайно латентная гражданская война в Законодательном собрании Евросоюза разворачивается вокруг фигур каталонских изгнанников. Самого знаменитого из них — Карлеса Путчдемона. Не дай Бог, в Испании, Европе, да и где бы то ни было разворошить осиное гнездо любой внутриполитической обстановки любой цивилизованной страны — межнациональные отношения.
Даже в России, где давняя традиция «умелого маневрирования», существующего ещё со времён провозглашения первой советской республики в 1918 году, ныне создано Агентство по делам национальностей. Это правильно и абсолютно своевременно. В РФ проживает 140 национальностей. В одном только ауле Кубачи в Дагестане живёт 46 представителей разных народов.
Есть представители и других европейских народов, волею судеб или по велению сердца оказавшихся в России. Я представляю один из таких примеров, потому что мой отец — этнический испанец-баск, выходец из региона севера Пиренейской страны. Хоть и в небольшом числе, в стране живут немцы, австрийцы, французы, японцы и т.д. Некоторое время тому назад по телевидению был показан трогательный эпизод из жизни француженки Жозефины, проживающей в российской глубинке в маленькой обезлюдевшей русской деревеньке, где она общается с одной-единственной русской соседкой, и всё.
Эта Жозефина когда-то вышла замуж за русского красавца, и, влекомая чувством безграничной любви к своему избраннику, последовала за ним на край света. Сейчас это закутанная в пуховые платки, сидящая в ватнике и в валенках маленькая сухонькая старушка с боевыми глазами и ярким румянцем на сморщенном лице. Она улыбается говорит с необыкновенно трогательным грассированием: «Я не говорю по-французски, я забыла этот язык». Такие слова она произнесла своему бывшему соотечественнику-французу (её посетил Посол Франции в Москве, чтобы узнать, как поживает французская гражданка).
Мне представляется, что национальное достоинство, как и достоинство человека вообще — это нечто данное нам от Бога. Его никто не имеет права ронять ни за какие оппозиционные действия, а тем более представители каких-либо властей какого бы высокого уровня они бы ни были.
Долг всех власть предержащих (это их конституционная обязанность) — поддерживать и всемерно поощрять чувство национального достоинства, прежде всего, представителей титульной нации в России — русских, и других коренных народов, потом и кровью которых создавалась наша страна. Они — хозяева России, а власть — на то и власть, чтобы высоко подняв знамя закона, нести его с высоко поднятой, гордой головой.