Сегодня пришло сообщение о том, что Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) объявила во всём мире пандемию нового коронавируса COVID-19. Италия уже полностью закрыла границы и вся взята в режим карантина: не работают бары, рестораны, прекращена коммерческая деятельность, работают только аптеки и продуктовые магазины. В Испании ситуация непростая, но выглядит заметно оптимистичнее, чем в соседних странах.
Вместе с тем, ряд вопросов «зависают». В частности, прекращены очень важные переговоры по Каталонии и «заморожены» решения в социальной сфере. Непонятно, как будет формироваться подход к налоговой реформе, пенсионной, трудовому законодательству, какой будет новая политика в отношении регионов (regional policy).
На самом высоком общественном уровне открывается обсуждение того, насколько обсуждение социальных вопросов противоречит так называемым «традиционным ценностям». Вопрос непраздный, потому что многие недоброжелатели нынешнего правительства пытаются подменить «традиционными ценностями» ряд современных политических терминов.
Так, несколько правых изданий утверждает, что политика нового правительства Испании вступает в противоречие в положениями традиционных ценностей. Они говорят о том, что такие понятия, как семья, родина, происхождение, традиции, обычаи, религиозные верования, уважение к старикам и детям, призрение сирых и милосердие к страждущим, и всё то, что входит в понятие традиционализма, включая пассеизм (лучшее в прошлом), рассматриваются как антагонистические и признаны ими ценностями, якобы неприемлемыми для людей прогресса и людей эпохи постмодернизма.
И вообще, якобы «традиционные ценности» и достижения эпохи Четвёртой технологической революции — вещи противоположные.
Из стана прогрессивной прессы им отвечают: а как же пример Японии, где при сохранении традиционных форм жизни и сознания японцев страна добилась столь значительных достижений в инновационных сферах? А как же так называемые традиционные общества на Ближнем Востоке, в Азии, да и в Европе (где существуют 16 монархий), которые дают примеры откровенного успеха как в экономике, так и в развитии общества как такового. Ими найдены как формы развития демократии, так и пути успехов в социальной сфере (примеры наподобие Люксембурга впечатляют).
Вспоминается визит г-жи Маргарет Тетчер в Москву в последние годы пребывания Горбачева у власти. Всем памятно интервью «железной леди» советскому телевидению, которое некогда произвело сильнейшее впечатление на умы и сознание советских граждан.
Автор этих строк сам был впечатлён увиденным. Перед премьер-министром сидело трое советских политических комментаторов, одного из них я запомнил — звали его Томас Колесниченко. Они спросили г-жу Тетчер о том, что является самым главным для гражданина, при этом добавив, что у нас граждане в первую очередь пекутся о благе государства. На что она ответила: «А я думала, что они думают в первую очередь о благе своей собственной семьи».
Надежда Филаретовна фон Мекк, как известно, родила 19 детей, помогла как минимум пяти выдающимся деятелям культуры выжить, встать на ноги и прославиться. Первым из них является Пётр Ильич Чайковский, вторым — репетитор по классу фортепиано её детей Клод Дебюсси. Надежда Филаретовна рано потеряла мужа — крупнейшего магната-железнодорожника своего времени, кстати сказать, карьеру ему — мелкому чиновнику-доходяге — сделала она, превратив его в самых богатых людей своего времени.
Всё вышеизложенное подводит нас к мысли о том, что традиционализм как явление не умирает, а живёт и побеждает как «великое учение основ-основателей». Дело в том, что традиционализм никак не может противоречить идеям социальной справедливости, а наоборот, их укрепляет, усиливает и даёт им справедливое развитие.
Обратите внимание, что все традиционные партии — от левых до правых — построены на этих двух пилярах — ценностях традиционализма и теории социальной справедливости. Разница между всеми этими партиями лишь в том, что где-то больше традиционализма, а где-то — элементов социальной справедливости, как у партий левого толка. Однако так, чтобы совсем не было либо одного, либо другого, а тем более ни того, ни другого — таких партий вовсе не существует. К этому следует добавить и четыре авраамические религии, которые строятся точно так же на этих двух фундаментальных ценностях.
В настоящее время в Испании действительно идёт борьба с «ветряными мельницами». А зачем — непонятно. Бороться надо с бедностью, болезнями, неурожаем и прочими бедами, которых и без того достаточно. А бороться с вполне очевидными добродетелями, имманентно присутствующими в природе вещей — абсурд.