Во всём быстро меняющемся мире остаются свои константы. И этими константами являются самые крупномасштабные шоу-представления — американские выборы.
Кто бы сомневался (но уж точно не я), что результаты выборов в США предрешены. Выиграет Дональд Трамп, но дело не в этом. Теоретически, может выиграть и Джо Байден, но только теоретически. А вот кто выигрывает всегда — мы сейчас скажем.
У меня есть сосед по даче — водитель автобуса, с которым мы недавно встретились в ближайшем сельпо, где он покупал очередную дозу для заправки своего «мотоцикла», а я — минеральную воду без газа, которую я всегда пью до еды натощак… Он со своим блестящим бэкграундом, который позволил ему возглавить бы Институт мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО РАН), сказал мне: «В Америке президент — это управляющий крупной госкорпорацией, и не более того. Здесь всегда выигрывает NASDAQ».
Для тех, кто не является водителем автобуса, поясню его мысль: в США выигрывают крупнейшие транснациональные корпорации и банки, а их всего 50-60. Назовём четырех крупнейших из них: Boeing, General Motors, Morgan Stanley, HBSB и т.д.
Вот что имел в виду мой «народный академик». Ему не надо создавать сложных компьютерных программ, прибегать к услугам квантового компьютера «Ломоносов», задуманного и построенного ещё во времена Горбачева, но ему достаточно время от времени почитать со свойственным ему вниманием и углом зрения официальную прессу, и он всё понимает, если так можно сказать, без слов.
В своё время был снят блестящий фильм по роману Жюля Верна «80 дней вокруг света», в главной роли в котором снялись Дэвид Нивен и мексиканский комик мирового масштаба Кантинфлас. Герои здесь попадают в США на Far West — Дальний Запад, в период освоения огромных целинных пространств в последнюю треть XIX столетия.
Один из них спрашивает другого: «Что за шум-гам, что за сборище толп народа на железнодорожной станции?». А другой отвечает: «Что тут может быть в этой Америке? (они оба из Великобритании). Это похоже на их постоянные нон-стоп шоу-мероприятия: выборы. У американцев это самое любимое национальное времяпрепровождение».
Так оно и оказалось. На этой железнодорожной станции остановился президентский поезд с очередным американским президентом, где раздавались президентские сувениры, а кандидат выступал с пламенной речью.
Надо сказать, что остановки поездов и митинги на полустанках — это не американское изобретение, а российское. Мне рассказывал об этом мой прадед, который номинировался на пост замминистра путей сообщения в эпоху Александра III и Николая II и был начальником 9 железных дорог, включая Московско-Казанскую. Он был действительным статским советником и теоретиком железнодорожного дела, удостоившийся памятника в Воронеже.
Первые железные дороги в России возникли по необходимости, в том числе потому, что не было радио, телевидения и средств коммуникаций и нужно было что-то добавить к роли священников и церкви, чтобы коммуникационно связать огромные российские пространства между собой.
Его дочь и моя бабушка Анна Васильевна Павлова рассказывала мне с ужасом в глазах о том, как совсем недавно, в первой половине XIX столетия у нас совершались сделки. Если сделка совершалась в Архангелогородской губернии, то ей предстояло быть совершенной никак не быстрее 3 лет. Вот откуда повелась традиция между купцами хлопать по рукам, так как совершить купчую быстро было невозможно. Для того чтобы подписать купчую (привезти документы о сделке в правовой порядок), стороны должны были совершить путешествие длинной не менее 6000 километров и это занимало по времени не менее 6 месяцев. Обе стороны должны были ехать либо в Петербург, либо в Москву и заключать договор либо в Торгово-Промышленной палате за немалые деньги, либо у праводоверенного лица, имеющего полномочия от иных государственных учреждений.
Появление же железных дорог в России выводило её из состояния полуколонии Западных Держав и доцивилизационного этапа развития, превращая страну в нечто вполне осязаемое и даже ощутимое в мировой экономике. Железная дорога была не только средством коммуникации (развивались почта, казначейство, фельдъегерская служба, вооруженные силы, которые могли быстро перебросить свои части, торговля — свои продукты и товары. Власть же получила прямую и обратную связь, и Россия сделалась вполне стабильной и организованной страной. Теперь на всех полустанках, станциях могли появляться объявления, сообщения, оглашаться информация от властей и выступать представители всех органов власти и институций.
Но в США выборы — это не просто шоу-программы, а это шумный ритуал, за флёром которого просматриваются конкретные экономические интересы вполне осязаемых финансовых и экономических структур.
Вспоминая фильм, о котором я говорил выше, я с теплотой и юмором вспоминаю другую фразу о том, как говорит один из героев другому: «Что этот говорит, он сам-то в это верит?». По-моему, это очень смешно…
Науке известно, что ни один кандидат в президенты США на протяжении всей истории никогда не верил в то, что говорил. В том-то и дело, что благодаря этим шумным кампаниям, которые американцы почему-то назвали «избирательными» с присущим им юмором, будущие президенты начинали верить в то, что они говорят. А там, глядишь, и выполнять это.