За последние 100 лет в Европе было только две гражданские войны, которые поразили человеческое сознание масштабом репрессий, пролитой крови и, в целом, ужасами и кошмарами, оставив о себе память на века. Две страны, где происходили эти войны, находятся на двух оконечностях нашего крохотного и уютного европейского континента — Испания и Россия. Отличие двух гражданских войн лишь в масштабе человеческих жертв: Испания всё же — небольшая европейская страна, Россия — это континент.
Ужас и кошмар Гражданской войны в Испании не может уйти из человеческой памяти так быстро, как этого бы хотели правые и консерваторы. Пока живы свидетели тех страшных событий, картина кошмаров стоит перед мысленным взором гражданского населения этой замечательной, красивой и по всем параметрам счастливой страны.
Итог Гражданской войны в Испании не подведён. Не было покаяния, какое имело место в других странах, где акторы, демиурги, главные действующие лица и исполнители гражданской войны — ультрарадикальные правые экстремисты — понесли заслуженное осуждение и унижение.
В Испании никаких действий властей (по единодушному согласию между правыми и левыми) не произошло. Консенсус действует до сих пор, и гарантом этого консенсуса является сама структура испанской государственности, главный арбитр — король и писанный основной закон, так называемая «суарэсовская» Конституция.
Никто сегодня не собирается нарушать тот самый консенсус, который после 8 месяцев краха франкистской диктатуры был согласован и работает до сих пор. Дилемма («разрыв» согласия), существовавшая первые месяцы после кончины диктатора, закрыта окончательно и бесповоротно. Гарантом этой точки над «i» всегда был глава правительства, как и в настоящее время.
Педро Санчес возглавляет традиционную парламентскую партию, которая участвовала в том самом консенсусе, разработанном и введённым в практику в годы испанского транзита. Один из представителей Испанской Социалистической Рабочей партии (ИСРП) был даже в числе отцов Испанской Конституции — это Песес-Барба.
Педро Санчес умело ведёт свой корабль в нужный порт, где тихая гавань следующего этапа развития испанской экономики приведёт её (экономику) к всеобщему благоденствию.
Эпоха зломыслия закончилась. Закон об исторической памяти — это малая толика в рамках процесса покаяния по отношению к итогам Гражданской войны и к последовавшему за ней 40-летнему периоду геноцида и политических репрессий.
Диктатор Франко должен был достойно занимать своё место на скамье подсудимых в Нюренбергском трибунале. Что ему позволило избежать судьбы других нацистских преступников, хорошо известно.
Закон об исторической памяти в Испании — это закон, состоящий из трёх главных промыслительных задач: 1) никогда не забывать о сокрушительных результатах насилия против гражданского населения, произведённых Гражданской войной, 2) если евреи, цыгане, славяне и прибалтийцы получили компенсацию за страдания от бесчеловечных действий со стороны расистов, то испанцы также вправе на это рассчитывать, 3) деяния против человечества не имеют срока давности.
В настоящее время за пределами Испании проживает в общей сложности не такое уж большое количество людей, прямо связанных с геноцидом и политическими репрессиями генерала Франко. Но по законам справедливости, исторической правды и национального права Испании, эти люди не только должны, но и обязаны быть привлечены к охвату их по законам современной демократической Испании. Прежде всего, они должны получить доступ к реализации тех статей Закона об исторической памяти, которые их касаются, под действие которых они попадают.
В Законе всё чётко прописано. Все испанские учреждения за рубежом, прежде всего учреждения консульской службы, должны вступить в контакт со своими гражданами и проинформировать их самым всеобъемлющим образом о действиях этого Закона и их возможности участвовать в их реализации.
В Москве Генеральное консульство Испании славится своей эффективностью и высокой активностью по отношению к своим гражданам, находящимся на территории Российской Федерации и прилегающим к ним республикам. Выражаю надежду на то, что и впредь Генеральное консульство будет проявлять активность и внимание к своим гражданам. Никакой другой цели и задачи, кроме как действовать в их интересах, у консульства быть не может.