Мой друг — профессор университета в Мадриде — спросил меня: «Дорогой Андрес, а почему Сантьяно Абаскаль (лидер праворадикальной партии Вокс) схватился за голову 4 января после объявления итогов голосования по инвестидуре правительства Испании во главе с Педро Санчесом? Ведь, наверное, он и хотел, чтобы тот не прошёл, а провалился? О чём горевал правый лидер?».
Я попытался ответить на вопрос друга и, поразмыслив, ответил ему так: «Видимо, лидер неофитов (вновь обращённых) парламентской фракции горевал по поводу того, что Педро Санчес хоть и не прошёл в этот раз, но наверняка пройдёт 7 января 2020 года». То есть, он горевал по поводу того, что хотя провал и.о. премьер-министра Испании и имел место, но был временным явлением перед 7 января — днём, в который он наверняка будет утверждён.
Другими словами, горемыка Сантьяго Абаскаль переживал не по поводу того, что Педро Санчес не прошёл — нет, не по этому, а по поводу того, что тот обязательно скоро пройдёт. Вот главный лейтмотив горьких переживаний правого лидера партии Вокс.
Между тем, необычная ситуация наметилась внутри парламента вокруг небольшой баскской партии «Билду». Сразу хочу сказать, что центральная пресса Испании — это не беззубая бабушка, всегда гладящая по головке любимого внука. Иногда это ядовитая змея с жалом, чей укус может привести к тяжёлым последствиям. Обратите внимание, что иногда некоторые органы печати могут подать самую безобидную информацию таким образом, что, как говорит мой сосед по даче — водитель автобуса, которого я недавно встретил в дачном сельпо: «Мама — не горюй».
И в самом деле! Правила парламентской жизни таковы, что все партии, представленные в парламенте — это парламентские партии, и отношение к их представителям в цивилизованных странах должны быть уважительными, потому что они представляют свой электорат, который, как мы знаем после 2’000-летней истории существования демократии — это Vox Populi — Vox Deus (глас народа — глас Бога). Представитель своих избирателей — это депутат, человек, которого следует уважать всем органам парламентского управления и парламентским СМИ (отношение которых тоже должно быть безупречным).
С нашей точки зрения, пресса не должна позволять себе скабрезных высказываний, а тем более специализироваться на компромате или вытаскивании на свет Божий грязного белья. Ну, что это такое?! Ведь стоит только начать, и, как говорит мой сосед по даче, «мало не покажется!». Сейчас только начни: я буду говорить о тебе, ты — обо мне, тётя Мотя — о бабе Клаве. А дела, ради которых и призваны народные представители в работу парламента, будут стоять, а законопроекты будут пробуксовывать. Общественная и законодательная жизнь откатится назад. Нехорошо, неправильно. И это все понимают.
Обратите внимание — как только наметился позитивный тренд в развитии социально-экономической и инвестиционно привлекательной экономики Испании, обеспеченный стабильным правительством, начались поиски скелетов в шкафу у всех сторонников нового коалиционного правительства в стенах парламента. По тем или иным причинам, правая пресса «гуляет» по всем партнёрам Педро Санчеса.
Мы знаем, что и.о. премьер-министра Испании сейчас нелегко. Ему приходится вести переговоры с представителями парламентских фракций, от которых зависит прохождение инвестидуры 7 января. Не является сенсацией, что ему пришлось обсуждать эти вопросы и с левой партией Страны Басков — партией «Билду». Для того чтобы насолить лидеру коалиционного правительства, пресса вдруг обратила внимание на пресс-секретаря этой партии Мерче Аиспуру, присвоив ей ярлык «журналиста, допускающего призывы к насильственной деятельности».
Действительно, будучи журналисткой в левом издании Страны Басков «Точка и время», М. Аиспуру высказывалась о положении внутри левых сил в регионе. Ну, кто-то же должен освещать эту тематику?! Или что, испанская центральная пресса считает, что эту тему вести должны только полицейские сводки или отчёты спецслужб? Это, по меньшей мере, странно. Ничего умнее не нашла центральная пресса, кроме как обрушиться на представительницу «Билду» в надежде, что попытка опорочить её каким-то образом бросит тень и на вновь сформированное правительство Испании. Но тщетно, этого не произойдёт.
Правительство Педро Санчеса будет утверждено, как восторжествует и парламентская демократия. Потому что, как говорил небезызвестный военный аналитик: «Зачем начинать войну, если всё равно потом придётся подписывать мир?».