После премьеры «Тристана и Изольды» жена дирижёра ушла к Вагнеру

После премьеры «Тристана и Изольды» жена дирижёра ушла к Вагнеру

10 июня 1865 года в Национальном театре Мюнхена состоялась премьера оперы Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда». Насыщенная миллионом оттенков любви и страсти, эта опера закрутила вокруг себя целый вихрь драматичных событий, вмиг поменяв судьбы сразу нескольких людей.

Рихард Вагнер – гениальный революционер оперного искусства.
Рихард Вагнер – гениальный революционер оперного искусства.

Средневековая легенда о Тристане и Изольде, известная в Европе с XII века, завладела Вагнером в 1840-х годах. Замысел нового произведения зрел более 15 лет, но когда канва новой оперы полностью сформировалась, то композитор даже отложил в сторону работу над трилогией «Кольцо нибелунга», чтобы ничто не отвлекало его от нового проекта. В сентябре 1857 года Вагнер закончил работу над либретто, а спустя два года завершил оперу в партитуре.

Принцесса Изольда просватана за короля Марка. Тристан, тайно влюбленный в нее, должен доставить девушку к будущему супругу. По дороге они открывают друг другу свои чувства – их любовь взаимна. Тайная связь становится достоянием двора и Тристана смертельно ранят в поединке. Изольда умирает на груди любимого, ведь ничто не в силах разлучить любимых. Даже смерть.

Музыкальное действие оперы Вагнер максимально освободил от внешних действий, полностью сосредоточившись на психологических состояниях своих героев. В музыке оперы раскрываются во всех красках все эмоции любви: от робкого скрываемого чувства до пожара неугасимой страсти.

Вступление и Смерть Изольды в исполнении Российского Национального оркестра под управлением Михаила Плетнева

Реакция на новую оперу была неоднозначной. Публика обвиняла композитора в отсутствии нравственности и преподнесении пагубного сценария поведения главных героев, пренебрегающих своим долгом ради чувств. Но когда первые впечатления от постановки улеглись, критики оценили музыкальные решения Вагнера и признали произведение шедевром.

Страсти окружали и первую постановку оперы. Первоначально Вагнер рассчитывал поставить новое произведение в Париже, но из-за провала там «Тангейзера» отказался от этого замысла. В это время композитор получает приглашение из Вены. Постановка новой оперы готовится по высшему разряду: длительный подбор исполнителей, 77 репетиций с оркестром и солистами… Но сложная партитура, отсутствие действия на сцене вынудили руководство Венской оперы отказаться от премьеры даже на фоне затраченных усилий.

Предполагаемым солистом на премьере «Тристана и Изольды» в Вене должен был стать австрийский тенор Алоиз Андер. По легенде, блуждающей в музыкальных кругах, работа над оперой Вагнера свела его с ума и стала причиной потери голоса. Так ли это на самом деле – неизвестно, но исполнитель действительно скончался вскоре после несостоявшейся премьеры.

Алоиз Андер в образе из оперы «Лючиа ди Ламмермур» Доницетти
Алоиз Андер в образе из оперы «Лючиа ди Ламмермур» Доницетти

Но самый громкий скандал развернулся вокруг дирижера, осуществившего премьерную постановку «Тристана» в Мюнхене. Ганс фон Бюлов, известный пианист и дирижер, страстный поклонник Вагнера, вскоре после премьеры лишился супруги. Он был женат на Козиме Лист, одной из дочерей Ференца Листа. Пара воспитывала двух дочерей. Козима была знакома с Рихардом Вагнером, встречалась с ним в доме отца и мужа. Странное поведение супруги фон Бюлов замечал и ранее, но списывал это на ее эмоциональность.

Ганс фон Бюлов
Ганс фон Бюлов

Через 9 месяцев после премьеры «Тристана» Козима родила дочь, которую назвала Изольда. Бюлов признал ее родной, хотя все факты указывали на то, что дитя было плодом внезапно вспыхнувшей любви между Козимой и Вагнером. Женщина подала на развод с Бюловым в 1870 году. В этом же году Рихард Вагнер и Козима Лист обвенчались. Папа Лист узнал об этом из газет.

Рихард и Козима Вагнер на фотографии 1872 года. У пары было трое детей: две дочери и сын.
Рихард и Козима Вагнер на фотографии 1872 года. У пары было трое детей: две дочери и сын.

Это личное событие вынудило Ганса фон Бюлова полностью разорвать отношения с Вагнером, хотя он был страстным поклонником его творчества и во многом именно Вагнеру был обязан своей дирижерской карьерой.

История с «Тристаном и Изольдой» ярко демонстрируют нам как пылкий темперамент Рихарда Вагнера, так и его музыкальный гений. Пожалуй, создать такую чувственную оперу мог только такой горячий во всех отношениях мужчина.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку