Сегодня перед Вами интервью с одним из наших очень интересных собеседников – Послом Республики Эквадор в РФ г-ном Хулио Прадо Эспиноза.
Эквадор представляет собой для Российской Федерации пример удивительных по стабильности и быстрому развитию торгово-экономических отношений. Посудите сами: эта самая маленькая из латиноамериканских стран (как по территории, так и по населению) является вторым по объёму торговым партнёром России на всём континенте, пропуская вперёд только Бразилию, но опережая другого латиноамериканского гиганта – Мексику.
Как могло случиться, что такая казалось бы маленькая экономика стала таким мощным торговым союзником для нашей страны, делающим двусторонние отношения стратегически выверенными?
Ответ даёт сам Посол Эквадора в России в рамках полномасштабного и подробного интервью на страницах «Э-Вести».
Эквадор – страна с очень большой историей, которая уходит в глубину веков и делает её поистине жемчужиной в ожерелье других латиноамериканских стран. Однако хочется отметить, что Эквадор – это поистине экзотическая страна со всеми вытекающими отсюда характеристиками. Одно то, что в Эквадоре большая часть населения – либо прямые потомки майя, либо люди, так или иначе связанные с первожителями народов Центральной Америки, входящими в империю этих удивительных и до сих пор мало изученных жителей континента доколумбовой поры.
В этой стране сохранилось более 40 языков, которые больше нигде не встречаются в Латинской Америке. В ряде районов Эквадора есть удивительные сооружения, напоминающие египетские пирамиды, предназначение которых до сих пор неизвестно. Интерес к этой центральноамериканской стране сохраняется ещё и потому, что по существующей гипотезе ряд индейских племён сохраняет тайну зарождения цивилизаций Латинской Америки. Западноевропейские исследователи утверждают, что одно из племён Эквадора хранит большие таблицы с нерасшифрованными письменами, выбитыми или высеченными на металлических платах неизвестного или даже неземного происхождения.
Прикоснуться в том или ином виде к реальности этой удивительной страны, и, как теперь выяснилось, очень важной и для внешнеэкономической деятельности России – большая честь для нашего издания.
ЭВ: Ваше превосходительство, обычно в страну назначают послов, которые симпатизируют стране. Скажите, пожалуйста, что Вас особенно привлекает в России, и, возможно, наоборот?
Хулио Прадо Эспиноза: Я бы так ответил на Ваш ёмкий вопрос…
Что мне нравится в России – это русский народ. На Западе существует архаичная и очень ограниченная точка зрения о том, что русские очень сухие, не очень улыбчивые и дружелюбные – это не соответствует действительности. Люди смогли убедиться на Чемпионате мира по футболу, что это не так. Это говорю не только я, это говорят все страны Латинской Америки, европейцы, арабы и другие, приехавшие на Чемпионат со всего света.
То, что говорят о России мировые СМИ — неправда. Более того, напротив, русский народ очень приветливый и гостеприимный. Поэтому мы всегда будем отвечать тем, кто против России: смотрите правде в глаза, не надо дистанцироваться от России. Начните с того, чтобы открыть глаза и увидеть истинную Россию.
Следующий момент – русская культура очень объёмная, её история от древности до наших дней насыщена мифами и очень познавательна.
Я бы посоветовал каждому приезжающему в Россию ходить в оперу, балет и посещать музыкальные площадки, и именно с этого начинать знакомство со страной. Русская культура – это культура как для взрослых, так и для детей. Культурные места посещают и молодёжь, и взрослые — этого нет нигде в мире. Россия — это высокообразованная и культурная страна, достойная самой высокой оценки.
Я бы отметил богатство российской истории начиная с её начала и до наших дней. Каждый век, каждый год были насыщены очень интересными событиями. От одного поколения до другого страницы истории были очень яркими. На мой взгляд, богатство России заключено в её истории. С 862 года и до наших дней история России очень богата, и другой такой страны по насыщенности культуры и истории нет.
И последнее, что я хотел бы отметить – это архитектура России. Я 3-4 раза в неделе езжу в центр Москвы и каждый раз нахожу что-то новое и красивое, проходя от Большого театра через Кремль, к храму Св. Василия Блаженного. В любую погоду, в любое время года это производит впечатление. И каждый раз я нахожу новые объекты, которые вызывают у меня интерес.
Богатство русской архитектуры характерно не только для Москвы. Когда есть возможность, я еду в Санкт-Петербург, посещаю Петергоф, его Екатерининский дворец, который всегда производит на меня неизгладимое впечатление. Я был в Казани – прекрасный город, ездил в Курск, Белгород, Екатеринбург. Архитектура в Вашей стране очень значительна.
Подводя итог, могу сказать, что в стране есть всё, чтобы сразу влюбиться в Россию.
Но есть и проблемы. Главная проблема – для меня очень важно солнце. В Эквадоре я просыпаюсь в 6 утра – и уже вижу солнце. Каждый день года солнце в Эквадоре светит до 9 вечера. Может быть, по этой причине мне трудно воспринимать холод, ведь без солнца мне тяжело.
Ещё одно – русский снег меня вдохновляет, он меня очаровывает. Вот только я боюсь подскользнуться и в него упасть – это для меня вызов.
Есть у меня и одно сожаление. Я должен сказать господам Путину и Лаврову, что мне жаль, что несмотря на мои заверения, я никак не могу выучить русский язык. Эта задача для меня трудно исполнима, Ваш язык для меня очень сложен. Моя мечта – выучить русский, но это и проблема.
Александр Щетинин (директор Латиноамериканского департамента МИД РФ – прим. ред.) мне сказал, что если я целый год буду заниматься русским по 4-5 часов, то это даст результат. И что для холостых потребуется 2-3 часа, а если есть подруга в России – изучение пойдёт ещё быстрее…
Так вышло, что через 4-5 месяца я закончил занятия, а подругу в России я найти не могу – я женат. Моя жена из Уругвая. Я очень серьёзно отношусь к русскому языку, но думаю, что причина моей неудачи в изучении русского языка — то, что я женат, и поэтому продолжаю изучать уругвайский диалект испанского языка.
ЭВ: Может быть, вы с супругой могли бы чаще посещать культурные мероприятия и через них быстрее воспринять русский?
Хулио Прадо Эспиноза: Да, я иду по этому пути, и слово за словом я изучаю русский. Когда я еду в ресторан, то всегда спрашиваю своих спутников названия русских блюд.
ЭВ: Вы хорошо знаете и любите русскую кухню?
Хулио Прадо Эспиноза: В некоторых случаях русские блюда трудно воспринять, они непривычны, но русская кухня мне очень нравится. Вчера, например, я был в ресторане русской кухни.
Я вижу, что в России едят много супов, борщ. В Эквадоре тоже много супов. Я из андской части Эквадора. У нас суп едят, чтобы согреться. В Эквадоре человек, который не ест суп – редкость, но я именно такой. Я суп не ем, видимо, переел в детстве. А в России я ем борщ, хотя в принципе супы не люблю.
ЭВ: Кстати, о еде. Для русских Эквадор – это чудный климат и поэтому прекрасная сельскохозяйственная продукция, вкуснейшие овощи и фрукты. Что ещё вы поставляете в Россию?
Хулио Прадо Эспиноза: Первое, что я хотел бы отметить – в Эквадоре 4 разных климата. Эти климатические зоны сильно разнятся. Первая – побережье с пляжами, где очень жарко. Вторая – андская зона со столицей Кито, это центральная часть. Там умеренный тёплый климат, до 23 градусов. В третьей — амазонской части – очень жарко и влажно, это типичный климат джунглей. Четвёртая зона – Галапагосские острова, это рай. Там нет ни жары (температура не более 30 градусов), ни влажности, там всегда приятный бриз. В Медельине (Колумбии) – вечная весна, богатейший животный мир. То же у нас.
В зависимости от того, о чём Вы говорите и куда Вы едете, климат будет разный.
Что касается сельскохозяйственной продукции. На побережье растут ананасы, папайя, манго – типичные продукты этой климатической зоны. В той части, которая приближается к Андам, особый микроклимат для бананов. Именно оттуда эквадорские бананы прибывают в Россию.
Фрукты – это основа нашего растущего торгового обмена. С начала наших торговых отношений торговля растёт, и основа этого роста – именно бананы, которые легко выращивать, собирать и поставлять. Когда я приехал сюда, общий объём торговли составлял $1.1 млрд, а сейчас — $1.5 миллиарда. Мы хотим даже расширить департамент торговли при Посольстве Эквадора в Москве. И всё это за счёт бананов.
За непродолжительный срок, с 1980 годов, Эквадор осознал, что бананы – это очень конкурентный продукт. Поэтому мы поработали над их качеством, вкусом. Благодаря контролю за производством и борьбой с эпидемиями насекомых, мы стали первым поставщиком бананов в мире. Россия для нас – очень важный клиент, и мы всегда будем улучшать качество, чтобы удовлетворить этого клиента. Качество мы улучшаем за счёт науки и сельскохозяйственных решений (мы добавляем не химию, но используем препараты, защищающие плантации от вредителей).
Банан из Эквадора отвечает самым высоким требованиям качества. Единственная возможность сохранить русского клиента для нас – обеспечить высокое качество продукта. У Эквадора не так много стран, куда он поставляет такой большой объём товаров. Мы изучили потребности россиян, и экспортируем именно то, что нужно.
Кроме бананов, у нас увеличивается экспорт цветов. Они занимают второе место в несырьевом экспорте. Поставки цветов увеличились в последнее время кратно. Мы делаем на поставках цветов в денежном измерении $250 миллионов товарооборота. Мы увеличили также экспорт за счёт новых товарных позиций — креветок, тунца, кофе, какао бобов.
Но мы в Эквадоре не едим те бананы, которые отправляем сюда. Мы едим бананы второго сорта (они не плохие, но не такие хорошие). Первый сорт бананов едет в Россию. То же происходит с цветами. В России роза стоит 4 доллара. А в Эквадоре за 1 доллар можно купить 12 роз.
ЭВ: Мы время от времени покупаем кофе в небольших бутиках. Пока чудесный эквадорский кофе редкость, и мы рады, что его будет больше. И мы, конечно, покупаем только эквадорские бананы. Они действительно лучшие. Но ведь помимо сельского хозяйства Эквадор – высокотехнологичная страна. Нет ли здесь перспектив для развития инновационного обмена?
Хулио Прадо Эспиноза: Большое спасибо, что Вы отмечаете высокое качество нашей продукции.
Что касается нашего сотрудничества в сфере технологий, оно хорошее. Особенно в сфере исследований и науки. Недавно вместе с университетом Курска мы отправили (уже второй) спутник из Эквадора. Он был создан русскими и эквадорскими учёными. Это – самый лучший пример того, что русская и эквадорская молодёжь вместе работают ради достижения высоких задач технологического развития. Четыре года длится это сотрудничество, и его надо продолжать. Возможности сотрудничества должны быть более разнообразными, знания должны наращиваться. Мы должны двигаться вперёд.
Для нас очень важно, чтобы во всех сферах сотрудничества, прежде всего в сфере высоких технологий, было продвижение. У нас большие перспективы в робототехнике; появилось много студентов, заинтересованных в этом. Я хотел бы заметить, что это сотрудничество в среде молодёжи, которая имеет будущее.
ЭВ: Что делает Россию и Эквадор столь близкими партнёрами, в чём причина успеха, волшебная палочка?
Хулио Прадо Эспиноза: Торговое представительство в Посольстве всегда работает на полную мощь. В других столицах торговые представительства были по причинам бюджета сокращены. Я думаю, что это главное, что позволяет развивать экономические отношения.
Нет ничего хуже, чем открыть дверь, сделать первый шаг – и через несколько лет её захлопнуть, то есть 2-3 года ничего не предпринимать. Обратно её открыть, возобновить сотрудничество будет трудно и почти невозможно. Нужно уметь закреплять успех.
Со многими руководителями своей Республики я говорил об этом, когда они хотели закрыть офис в России. Я объяснял, что этого делать нельзя, потому что торговый отдел Посольства всегда давал видимые, хорошие результаты. Между российскими и эквадорскими структурами налажено активное общение. Именно эти коммерческие структуры укрепляли наши отношения. Нигде в мире нет такого эффективного торгового отдела Посольства.
Самое главное для обеих сторон – чтобы торговля была постоянной и интенсивной. Неважно, кто больше или меньше продаёт.
Мы – самая маленькая страна в Латинской Америке, но у нас второе место по торговле с Россией после огромной Бразилии. А большая Мексика – всего лишь третья.
ЭВ: Роль личного общения и личности вообще очень важна. Нас, кстати, многое связывает с Эквадором и на личном уровне. Торговое представительство Эквадора – это люди, которые налаживают живое общение.
Хулио Прадо Эспиноза: Да, конечно. Люди принимают большое участие в этом процессе. Чем больше активности или любви в их действиях, тем больше товарооборот. А побуждения могут быть разными. Я, например, очень люблю Россию и нахожусь здесь с удовольствием, поэтому и прикладываю все усилия для развития отношений.
С тех пор, как первый посол Эквадора Хуан Исаак Ловато – социалист по политическим взглядам – приехал в СССР, многое было сделано. Он был литератором, профессором, человеком с огромным интеллектом, и заложил основы наших отношений. Мы их лишь развиваем, я не смог бы сделать столько без своих предшественников.
Редко в истории Эквадора бывало так, чтобы упомянутый Посол Эквадора, а затем ещё три посла, следующих за ним, сыграли такую глубоко личную роль в отношениях. Они все были карьерными дипломатами, профессорами, литераторами и интеллектуалами. Два десятилетия Послы Эквадора наращивали потенциал отношений, показывали пример самоотдачи. И Эквадор в России всегда представляли люди интеллектуальные.
ЭВ: Недавно в Эквадоре пришёл к власти новый президент. Чего нам ожидать в плане сотрудничества в образовании, высоких технологиях, экономике? Открылись ли в связи с этим новые перспективы?
Хулио Прадо Эспиноза: Каждый президент проявляет свой личный вкус в отношениях к другим странам. Личное отношение, конечно, играет роль. У одного президента, с которым я разговаривал, например, была приверженность к Италии…
Но в нашем конкретном случае президентство Рафаэля Корреа придало особое значение российско-эквадорским отношениям, открыло новые перспективы. Раньше россияне не инвестировали в Эквадор – сейчас инвестиции идут и растут. Отношение Рафаэля Корреа — это президенциалистское отношение к новому Эквадору. Для него статус страны был очень важен.
Новый президент Ленин Морено продолжает эту политику. Мы не можем позволить себе роскошь открывать и закрывать двери по частному желанию, у нас государственная политика. Отношение к России – это отношение государственное, а не личное. Мы придаём большое значение развитию наших отношений. У них не только торговая или коммерческая основа.
Могут быть отдельные взгляды, но серьёзных изменений быть не может, потому что Россия – наш стратегический партнёр. У нас такие важные договора с Россией, что никогда ничего не поменяется и не изменится. Ленин Морено всегда будет укреплять эти отношения.
Скоро будет официальный видит Ленина Морено в Москву. Это подтверждает мои слова. Наши отношения хороши не только между правительствами, но и между государствами.
ЭВ: Какова позиция Эквадора по поводу происходящего в Венесуэле?
Хулио Прадо Эспиноза: Мы уверены, что тема Венесуэлы – это тема проблемная и критическая, неприятная для всей Латинской Америки. Мы надеемся на лучшее разрешение ситуации, ведь наши страны всегда были связаны между собой в истории. С детства мы помним о Симоне Боливаре – он освободил нашу страну.
Да, мы хотим как можно скорее разрешения ситуации в Венесуэле. Хотим, чтобы у них всё было хорошо.
Мы – маленькая страна. С 1985 года мы имели по 250-300 тысяч беженцев из Колумбии, бежавших от партизанской войны, а сейчас мы не знаем, что делать с беженцами из Венесуэлы.
По нашей Конституции мы обязаны обеспечить им медицинское обслуживание, питание, кров, образование…. Как вы понимаете, цену, высокую цену платит наше правительство. Финансовые вопросы очень сложны, и вопрос о беженцах очень важен. Его надо как можно быстрее решить демократическими средствами.
Но ситуация в Венесуэле очень сложна. Здесь много политических аспектов и проблем. Но, как сказали министр иностранных дел и Ленин Морено, сами венесуэльцы должны решить эту ситуацию с учётом прав человека, без насилия и в соответствии с волей народа.
По объективным причинам наше посольство лишено возможности последовательно вести этот вопрос, поскольку тема ведётся МИД страны и лично Министром.
ЭВ: Я думаю, что каждый россиянин и эквадорец присоединятся к Вашему пожеланию. Последний вопрос – наши читатели были бы рады узнать о проектах, которые реализует Посольство Эквадора, и которые позволят нашим народам ближе узнать друг друга.
Хулио Прадо Эспиноза: У нас очень много событий и мероприятий на этот год.
Мы активно участвуем в выставках и на всех ярмарках, где представляем наши фрукты. Мы будем на выставке цветов, где представим новые технологии их выращивания.
В России учится большое количество студентов из Эквадора (в РУДН, где есть Эквадорско-российский культурный центр, и других российских ВУЗах) – больше, чем из других стран Латинской Америки. За последние 4-5 лет количество студентов увеличилось.
Одни приезжают как стипендиаты, другие — за свой счёт. И все они приезжают в Эквадор, часто женятся здесь и сохраняют связь с Россией. Это тоже даёт знание страны.
Мы также планируем множество культурных мероприятий. Приедет эквадорский дирижёр, который здесь учился; в концерте примут участие и другие музыканты. Нам бы хотелось бы, чтобы и Вы поприсутствовали на этом концерте…
В конце этого года будет российско-эквадорская встреча на уровне министров иностранных дел Эквадора и Председателя Российско-эквадорской межправительственной комиссии в Кито. Возможно, будут два взаимных визита Путина и Ленина Морено в этом году, но даты пока не согласованы.
Подводя итог, мне хотелось бы сказать, что мы все вкладываем большие усилия в развитие российско-эквадорских отношений, и русские сотрудники посольства очень помогают нам в этом. И вам мы очень благодарны за внимание к Эквадору и его посольству.