Рано утром 11 октября 2019 года стало известно об окончательном и бесповоротном решении правительства Испании об эксгумации останков палача Франсиско Франко из места его упокоения.
Правительство сообщает, что эксгумация Франко произойдёт в закрытом режиме в присутствии родственников, священников, членов семьи и их приближенных, а также судебных приставов и представителей администрации.
С 16 до 22 октября произойдёт это событие, которое, как утверждает правительство, должно пройти в полной тишине и не под контролем прессы и средств массовой информации. Доступ к месту будет охраняться средствами общественного порядка, и никто кроме вышеперечисленных лиц допущен не будет.
По мере приближения даты эксгумации страсти в обществе накаляются. То тут, то там раздаются голоса о том, чтобы событие не стало причиной высокого накала страстей и не было бы использовано ни одной из сторон для излишней политизации.
Развернувшаяся против эксгумации кампания со стороны ностальгирующих франкистов, ставящая целью помешать переносу места захоронения Франко, используется правыми и крайне правыми в начавшейся кампании, предшествующей парламентским выборам, намеченным на 10 ноября 2019 года.
Редакция «Э-Вести» напоминает, что решение о переносе места захоронения бывшего диктатора было принято ещё несколько месяцев тому назад (в то время ещё шли переговоры о формировании коалиционного правительства) и прямой связи между ситуацией в правительстве Педро Санчеса и датой переноса останков генерала нет.
Решение Верховного суда Испании, разрешающее перенос останков палача и тирана Ф. Франко — решение сугубо моральное и нравственное, не обличенное в форму политического решения. Здесь, конечно, не наблюдается никакой политической коннотации, решение базируется на здравом смысле: могила палача не может находиться в окружении мест последнего упокоения его жертв. Напомню, что в Долине Павших упокоены десятки тысяч жертв Гражданской войны, выступавших против тирании фашизма и насилия.
Акт справедливого исторического возмездия планировался многими общественными организациями ещё в тот момент, когда произошло само захоронение останков генерала Франко — в ноябре 1975 года. Уже тогда многие партии, профсоюзы, общественные и гуманитарные организации (замечу, не только в Испании, но и по всему миру), возмущенные лицемерием и ханжеством властей — захоронить палача и жертв в одном месте — выступили практически единодушно с требованием перенести останки тирана в другое место.
Следует отметить, что событию другого (замечу, обратного) хода нет. Историческая справедливость всё равно восторжествует. И правы те, которые утверждают, что сам акт не только важен для психического и социального здоровья испанской нации, но и для сохранения высокого морального и нравственного тонуса во всём цивилизованном мире, как напоминание того, что нить Ариадны истории сколь долго бы не вилась, а конец всегда будет.
Редко бывает в истории, когда кровавые тираны, умершие в своей собственной постели, не были бы потом перезахоронены и помещены ординарную могилу, куда могут придти их ближайшие родственники и некоторые последователи. Но они перестают быть символом нации, символом истории и, во всяком случае, символами справедливости и примирения.