Грузины проголосовали на муниципальных выборах 2 октября 2021 года. Исход выборов определит путь выхода из политического кризиса, усугубившегося в стране с 3.5-миллионным населением после ареста бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили, который прилетел из изгнания, чтобы призвать к поддержке оппозиции. По предварительным данным, призыв Саакашвили и его арест не помогли собрать нужного числа голосов против правящей партии — она набрала нужное для нахождения у власти число голосов — 48.5%.
Выборы в органы местного самоуправления сроком на четыре года должны были продемонстрировать соотношение сил между тремя политическими силами: правящей партией «Грузинская мечта», ее главным соперником Единым национальным движением (ЕНД) Михаила Саакашвили и партией экс-премьер-министра Гахарии «За Грузию».
Одновременно эти выборы рассматриваются как референдум о проведении досрочных парламентских выборов в 2022 году, поскольку 19 апреля при посредничестве ЕС было заключено соглашение о том, что таковые состоятся в случае, если правящая партия не наберет 43% голосов 2 октября. Посол ЕС в Грузии Карл Харцель назвал местные выборы «тестом на демократию».
Хотя в июле 2021 года «Грузинская мечта» и отказалась от идеи проведения досрочных выборов, но если выборы покажут менее 43% голосов в пользу правящей партии, у её оппонентов будет сильный козырь для требования их проведения и дестабилизации в стране. Поэтому лидеры оппозиции делают всё, чтобы не упустить возможность, в том числе рискуют жизнью и свободой.
Например, по данным грузинских СМИ, Квемо Картли — кандидат в мэры Марнеули, заявил, что член окружной избирательной комиссии от оппозиции Ираклий Квеладзе был госпитализирован после избиения представителями «Грузинской мечты» в деревне Кызылайло в Марнеули. Позже СМИ процитировали врача, подтвердившего, что Квеладзе получил сотрясение мозга и остается в больнице.
Но «звездой» выборов в Грузии стал бывший президент страны Михаил Саакашвили, который специально прилетел из Украины, где занимает правительственную должность, чтобы призвать своих сторонников провести после выборов уличную акцию протеста.
Политик знал, что на родине по четырём делам 2018 года его ждёт приговор за злоупотребление властью, предусматривающий 6 лет лишения свободы, но рискнул и поставил на карту всё. Грузинское правосудие арестовало мятежного оппозиционера (чиновники утверждают, что предупреждали об этом Саакашвили) и попыталось добиться международной санкции на его арест. Интерпол, однако, отклонил запросы Тбилиси о выдаче документа в отношении Саакашвили.
В комментариях информагентству AFP Саакашвили сказал: “Грузия нуждается в мирном переходе к подлинной демократии, где политических оппонентов не «запирают» по сфальсифицированным обвинениям или не отправляют в ссылку… Я не стремлюсь к какой-либо политической должности, я просто полон решимости бороться до конца против олигархата, который убивает грузинскую демократию”, — заверил он.
53-летний бывший президент обвиняет во всём длинную руку Владимира Путина, которая простирается над его родиной и лично над ним, устраивая ему ловушки и препятствия.
Экзит-полл официоза «Имеди» предсказал, что «Грузинская мечта» наберет 47.6% голосов, а ЕНД — всего 27.1%. По уточнённым данным, транслируемым телеканалом «Россия-24«, правящая партия преодолела 48%-ный барьер.
Но оппозиционный экзит-полл, проведенный каналом «Мтавари Архи», показал, что правящая партия не «дотянула» до порога в 43%, набрав всего 38.6% против 33% ЕНД.
Борьба за выборы продолжается и объявление официальных итогов не положит ей конца.
«Если «Грузинская мечта» не получит того, что получила на предыдущих парламентских выборах (48.22%), у нас снова могут возникнуть беспорядки, возможно, еще одна волна политического кризиса», — сказал Сосо Дзамукашвили, младший научный сотрудник Emerging Europe в Грузии. Но не возникнут ли они в случае непризнания результатов оппозицией?