В наследии Карла Маркса теория прибавочной стоимости — не самое большое достижение, хотя многие считают именно так. Самое главное достижение в его творческом наследии — это стройное руководство для мира капитала о том, как надо избегать наглого, дерзкого, высокомерного и откровенного отчуждения результата чужого труда.
«Мир капитала» в Испании этому хорошо научился, и подтверждением этого является та ожесточённая, беспощадная борьба, которую развязала правая и ультраправая оппозиция по отношению к социально-экономическому курсу нынешнего правительства.
Задача СМИ и, прежде всего, культурно-политического журнала «Э-Вести» — нести высокое, светлое и разумное своим читателям. Я думаю, Вы с сами видите, что как правые, так и левые Испании скрывают основную суть своей политической борьбы.
Почему, как Вы думаете, происходит развал предвыборной коалиции Народной партии — партии «Граждане»? Суть и главное содержание «расстройства союза» — их отношение к социально-экономической части экономической программы правительства Педро Санчеса — Пабло Иглесиаса.
Поговорим по существу вопроса. Если Вы обратили внимание, то ни одно из ведущих СМИ Испании не освещает главный содержательный вопрос текущего момента. В чём основная коллизия противостояния двух сил: левой и левоцентристской власти, с одной стороны, и правой и ультраправой оппозиции, с другой?
Главная площадка «ристалища» — это социально-экономическая программа нового правительства Испании. Если отбросить все «словеса», то левое правительство хочет быстро и качественно улучшить положение самых широких слоёв своего общества, а правая оппозиция, у которой в руках все командные посты в экономике, не хочет идти на уступки.
В этом главное отличие Испании от толерантных стран — членов Евросоюза, и не только от них (например, от Швейцарии или Норвегии).
Давным-давно, ещё в 1920 годы наиболее продвинутые представители крупного и среднего капитала Западной Европы пришли к мнению, что пример России 1917 года — пример для Запада, что времена санкюлотов не канули в Лету, а следует призадуматься и выработать тактику сдержек и противовесов, социального договора между миром капитала и миром труда.
Почему в Испании с таким трудом приживаются теории и практики прогрессивных европейских стран? Ответ один, он кроется в очевидной вещи — ретроградизме, отсталости и полной отрешенности верхних слоёв крупного капитала (чьё происхождение надо искать в глубоких недрах франкизма) от современной реальности.
Посудите сами, как можно не понимать сегодня современного человека с его гаджетами, представлениями о комфорте, взглядами на быт, культуру, религию, семью и общество в целом? Ну, что это такое — мерить мир трудящихся и мир наёмных работников как людей низшего сорта! Этого же уже давным-давно нет, с XVI-XVII веков. Безропотного стада уже не существует. Сегодня наёмный работник — это не тот человек, которому нечего терять, кроме своих цепей. Это образованный, культурный, прогрессивный человек (зачастую с более широкими горизонтами и подготовкой, чем его наниматель).
Что же изучили и приняли представители капитала из наследия Маркса? Они, к сожалению, выучили для себя только один урок: надо подавлять всякое сопротивление наёмного работника, откуда бы оно не исходило и по какой причине, дабы «из искры не возгорелось пламя».
Но этого мало — надо, чтобы капитал проникся не только духом, но и сознанием того, что ему, чтобы процветать и дальше, надо идти на компромиссы и поступиться малым, чтобы не потерять всё.
Уроки собственной истории тоже плохо изучаются в Испании. Если Вы посмотрите на учебники в испанской школе — Вы ахнете. Вы увидите, как там преподносится Гражданская война, её причины и уроки, что там говорится о Народном фронте и вообще о левых силах в Испании. Это поистине грустно и заставляет задуматься о том, что же будет завтра.
А то, что происходит сегодня, мы видим. Правая коалиция распадается, левая власть набирает обороты, а социально-экономическая программа торжествует.
Безобразное отчуждение результатов чужого труда капиталистами — феномен неиспанского происхождения, а шумерского или, возможно, древнеегипетского. Но эту проблему надо решать, и решать цивилизовано. Образцы решения этой задачи есть — не надо ходить в далёкое царство «за семью горами», такие примеры есть даже на территории самой Испании. Во всяком случае, в Пиренеях. Возьмите ту же Андорру, или толерантную Страну Басков. Что стоит перенести опыт продвинутых и преуспевающих в социально-экономическом плане примеров на всю территорию Испании?
У меня есть стойкое ощущение, что Аналитический центр при правительстве Испании занимается чем угодно, но не главным вопросом сегодняшнего дня: разработкой программы переговоров с оппозицией по ключевым вопросам текущего момента.