Сильвио Берлускони предпринял попытку закрепить в конституции прямые общенародные выборы премьер-министра в 2006 году, а Маттео Ренци последовал его примеру в 2014 году. Оба проекта по пересмотру Конституции были отклонены референдумом. Теперь Джорджия Мелони делает третью попытку провести референдум и добиться своего.
Цель реформы — развязать руки для больших перемен, которые сдерживаются необходимостью премьер-министра договариваться с другими силами, не имеющими поддержки в населении, и исключить «украденный успех», как это было с назначением Марио Драги.
При назначении премьер-министров в Италии сегодня можно не только «убирать» ненужных кандидатов, но и ставить тех, кто не относится к партийному большинству.
После смены монархии на демократию, за 75 лет в Италии было 68 правительств, за 20 лет «прошло» 12 премьер-министров. Это означает, что кабинет в стране при текущем законодательстве может удерживаться у власти в среднем менее двух лет — ему даётся время, недостаточное для реформ.
Схожие процессы были в Израиле, где лидеры правой партии «Ликуд» в 1992 году провели прямое голосование при избрании премьер-министра. Это не совсем помогло. К сожалению, за этим последовали скандалы другого рода и в итоге также частая смена правительств. Итальянцы решили пойти несколько иным путём, с учетом работы над ошибками.
Проект, разработанный Марией Элизабеттой Казеллати, предусматривает, что коалиция или список, получивший наибольшее количество голосов (даже если порог не установлен), получит 55% мест в парламенте. Тот, кого выберет народ, будет править и проводить нужные законы в течение 5 лет. Если по какой-то причине кабинет падёт, парламент проголосует за вотум недоверия к кабинету, президент будет вынужден назначить замену из числа его однопартийцев, а не на свой взгляд и вкус, как это было с Марио Драги.
В парламентских системах президенты – если они существуют – выполняют преимущественно церемониальные функции глав государств, такие, какие имел бы конституционный монарх, кроме случаев с роспуском парламента. А реальную исполнительную власть осуществляет премьер-министр, опираясь на партийное большинство.
В Италии его полномочия слишком ограничены, что вызывает нестабильность в функционировании правительства, от которого страдают преимущественно представители консервативных сил.
У Джорджии Мелони два пути провести намеченные поправки. Первый — набрать в парламенте две трети голосов. Второй — собрать 500 тысяч голосов за проведение референдума и вынести его на всенародное обсуждение.
Первый вариант фактически исключен — оппозиционные и даже некоторые правые силы не приветствуют это предложение. Второй вариант более реален, хотя и к нему эксперты относятся скептически, учитывая две неудачи за 30 лет.
Однако, попытка — не пытка, и Джорджия Мелони намеревается её предпринять, как и обещала во время предвыборной кампании. Вероятно, изменения будут вынесены на рассмотрение весной 2025 года.