Консервативные и либеральные западные СМИ в один голос радуются победе Масуда Пезешкиана на президентских выборах в дружественном России Иране. Одновременно его с избранием охотно поздравили главы России (наш президент был первым!), Китая, Индии и Саудовской Аравии. В Иране очевидно надо ждать перемен, которые выведут страну из международной изоляции.
Выбор духовного руководства Ирана был сделан с расчётом на будущее мирное сосуществование страны со всеми акторами мировой экономики, и она сможет реализовать свой богатейший потенциал. Позиция 69-летнего политика, на которого возлагаются надежды на снятие санкций, широко известна: он выступает за открытие страны для Евросоюза и США.
«Голос безмолвных», — так определил кандидат из Тебриза, кардиохирург по профессии и азербайджанец по национальности, свой электорат. Бывший директор Тебризского медуниверситета, министр здравоохранения в правительстве Мохаммада Хатами обладает огромной харизмой, а его личная жизнь вызывает всеобщее сочувствие — после гибели жены в авиакатастрофе, Масуд Пезешкиан один воспитывает троих детей.
Почетная должность в Иране, где основное руководство осуществляется Стражами исламской революции и лично аятоллой Али Хаменеи, лишь отчасти влияет на стратегическое положение дел. Однако с приходом Масуда Пезешкиана Запад ожидает либеральных реформ, невозможных при его убитом консервативном предшественнике — Ибрагиме Раиси. Последний во многом способствовал эскалации тогда, когда можно было снизить напряженность.
Самая популярная тема нового президента — отмена обязательного ношения женщинами паранджи. Также избранный руководитель Ирана обещает договориться с США о перезаключении «ядерного договора» и постараться пересмотреть ограничения на доступ иранцев в интернет.
Последователь консервативного курса — кандидат Саид Джалили, на выборах проиграл. Народ ждёт послаблений для экономики, страдающей в условиях ограничений. Однако перевес не настолько большой, чтобы «либеральный» курс мог надолго укрепиться — если 16 миллионов голосов было подано за Пезешкиана, то у его противника более 13 миллионов горячих сторонников.
Явка составила 40%, больше половины населения не подали голоса ни за кого.
Когда-то в 2011 году Пезешкиан снял свою кандидатуру с президентской гонки, тем самым открыв путь для Раиси. Теперь она была одобрена и получила поддержку, что говорит о том, что наступило время перемен. Это происходит накануне переизбрания в США Дональда Трампа, вышедшего из «ядерной сделки» с Ираном в 2018 году. Никто не знает, что будет с неурегулированными отношениями, когда Трамп вернётся.
Остаётся вопрос о том, как сближение с Западом повлияет на российско-иранские отношения в ближайшие несколько лет. Россия является не только другом Ирана, но и его крупнейшим инвестором. Но какие Запад выставит счета?
В этом вопросе будет востребована вся тонкая дипломатия, на которую способен Пезешкиан. Как он балансирует между либеральным электоратом и консервативным руководством, так ему придётся искать гармонию между Западом и Россией. Ему, кстати, больше подходит эпитет «умеренный», чем «либеральный», как бы ни хотели в его обещаниях увидеть что-то ещё.